Командование приехало "наказывать" Буданова за нарушение приказа: об этом узнали спецназовцы, и начальство еле унесло ноги!

МОЯ СТРАНА 16 часов назад 33
Preview

Про Юрия Буданова написано очень много. Это один из самых неоднозначных героев Чеченской войны. Впрочем, самые противоречивые оценки его действий появились в печати уже гораздо позже, в мирное время. На войне в его героизме никто не сомневался, он заслужил авторитет и пользовался огромной популярностью и уважением.

Причем, не за какую-то сверхъестественную удаль и безбашенность, а именно за отеческое отношение к своим танкистам. Не случайно, подчинённый ему 160-й гвардейский танковый полк за все время боевых действий не потерял безвозвратно ни один танк, а из личного состава погиб только один человек. Все потери гвардейцев относятся к тому времени, когда полк уже готовили к выводу из Чечни, и боевики, желая отомстить, устроили на военнослужащих этого полка настоящую снайперскую охоту.

За время боевых действий Буданов спас сотни человек, и чтобы офицеры и солдаты смогли вернуться живыми домой, не останавливался не перед чем. Один из таких случаев, когда он ради этого нарушил прямой приказ командующего, моментально облетел федеральные войска. Солдаты и боевые офицеры считали его героем. Командование рассудило иначе.

В декабре 1999-го года более тысячи чеченских боевиков полевого командира Хаттаба заняли оборону в Аргунском ущелье. Прямо на входе в ущелье находилось селение Дуба-Юрт. Местные называли это место «Волчьими воротами». В его предместья федералы стянули серьезные силы, в том числе и танки Буданова.

Вся сложность ситуации состояла в том, что само селение считалось «мирным» и применение артиллерии или танков в нем командованием было категорически запрещено. По замыслу три штурмовые группы из 664-го отряда спецназа ГРУ и 84-го разведывательного батальона должны были занять господствующие высоты вокруг селения с запада, севера и востока, после чего дождавшись подкрепления мотострелков начинать штурм входа в ущелье, расположенного на юге. Только после этого танки Буданова должны были пройти по оставшемуся в тылу селению без боя и обрушиться на боевиков в ущелье.

Сначала все пошло по плану. Все высоты были заняты. Однако, дальше инициативу перехватили боевики. Они быстро подтянули несколько сот бойцов и постарались выдавить штурмовые группы.

Хотя первые попытки штурма высот были отбиты, отряды спецназа долго удерживать их не могли (из-за значительного численного перевеса боевиков) и начали оттягиваться назад. В этот момент связистам джихадистов удалось вклиниться в переговоры федеральных частей и передать просьбу о помощи от одного из отрядов спецназа, якобы попавшего в засаду на южной окраине села. На помощь бросили спецназовцев.

Наши солдаты у того места, которое прозвали "Волчьи ворота". Фото в свободном доступе.

Шли они кратчайшим путем, через село. Оно, однако, оказалось совсем не мирным. В центре села колонна спецназовцев, спешивших на выручку сослуживцев из мнимой засады попали в настоящую. Их окружили и начали методично расстреливать со всех сторон. Сведенные в один отряд штурмовые группы с высот пытались прорваться им на помощь с юга, но были заблокированы на южной окраине села и тоже окружены. Их обстреливали и с ближних гор.

Тысяча боевиков начала методично уничтожать спецназовцев. На все призывы о помощи командование ответило, что на территорию «мирного села» вводить войска и бронетехнику запрещено договоренностями со старейшинами и десантники могут рассчитывать только на себя.

Иначе, чем трусостью, это сейчас назвать трудно. Кстати, когда потом начался «разбор полетов», никаких официальных приказов командования о начале операции 29-31 декабря 1999 года не нашли. Это еще раз утверждает в мысли, что в случае успеха «гениальных стратегов» было бы много, а в случае провала виновными оказались бы погибшие участники этого боя.

Полковник Буданов слышал переговоры спецназа с командованием и не прийти на помощь просто не мог. Жизнь бойцов он ставил гораздо выше вздорных распоряжений. Прекрасно понимая, что за прямое нарушение приказа под трибунал попадет не только он, но и те, кто пойдет за ним, он сформировал экипажи только из офицеров-добровольцев. Три танка огнем танковых пушек подавили боевиков и дали возможность парням отойти.

Как потом вспоминали спецназовцы, без танковой поддержки Буданова дело кончилось бы трагически. Окруженные не смогли бы своими силами прорвать кольцо и выбраться, а спешащие им на помощь отряды с юга просто полегли бы на окраине села. Однако, высшие военные, в тихих кабинетах которых не слышно стрельбы и не пахнет кровью, очень не любят самоуправства, даже если оно спасло жизни десятков солдат. Для разборки с ослушником-танкистом на вертолете прилетела группа старших офицеров штаба во главе с генералом и особисты.

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

Дуба-Юрт. Фото в свободном доступе.

Буданову с ходу объявили служебное несоответствие. Однако, дальше разборка застопорилась и до суда не дошло. Узнав о таком повороте дела, с комиссией в целом, и, в частности со штабным генералом очень захотели пообщаться спасенные спецназовцы. Почувствовав, что запахло жаренным, комиссия быстренько свернула свою деятельность и улетела обратно. Как прокомментировал журналистам сержант-спецназовец Олег Кучинский:

«они поняли, что нужно быстренько уходить отсюда, иначе будет беда… что нужно сдержать ребят, что если им кто-то что-то не так скажет, – а у всех же автоматы, пулемёты…то они в горячке разнесут всё».

Подводя итог, хочется сказать, что поступок Буданова с его офицерами был подвигом, достойным славы и уважения. Без взаимовыручки и боевого братства Россия никогда бы не выходила победительницей из всех кровопролитных войн и конфликтов, в которых ей пришлось участвовать. Буданова будут помнить, в отличие от кабинетных стратегов, отдававших нелепые приказы. Их ждет забвение.

Читать в МОЯ СТРАНА
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'