РИА Новости/Василий Малышев
23 июня 1944-го началась операция "Багратион". Спустя два месяца она закончилась полным разгромом фашистской армии и освобождением территории Белоруссии. Уже за год до этого Германия потеряла господство в воздушном пространстве. В связи с этим руководство рейха приняло несколько спорных решений. А Гитлер взял под личный контроль производство нового истребителя "Мессершмитт Mе.262". Советское командование поставило задачу: захватить экспериментальный образец, который находится на полевом аэродроме в Белоруссии.
Как молодой летчик прославил эту фамилию на весь Советский Союз? И что стало ключом к раскрытию судьбы пропавшего Николая Талалихина? Рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Битва за небо: когда столицу защищали с воздуха
Контроль над воздушным пространством не раз играл решающую роль в жестоких схватках Второй мировой войны. С момента начала Великой Отечественной не прошло и месяца, как Адольф Гитлер приказал бомбить Москву. 2-й воздушный флот должен был посеять панику и хаос в столице Советского Союза.
К летчикам, которых отобрали для этой операции, обратился генерал-фельдмаршал люфтваффе – Альберт Кессельринг. Он уверял немецких летчиков, что в распоряжении советских войск, защищавших Москву, есть лишь несколько прожекторов и малое количество зенитных орудий. А заградительные аэростаты и ночная истребительная авиация – вовсе отсутствуют. Однако 7 августа 1941-го асы люфтваффе столкнулись с ожесточенным сопротивлением. Советские летчики яростно обороняли столицу, не щадя своих жизней. Один из них – Виктор Талалихин – решился на отчаянный маневр.
"Когда у Виктора закончились боеприпасы для пулеметов его истребителя И-16, он принял решение идти на таран вражеского самолета. То есть он, по сути, спикировал сверху вниз, и пропеллером своего самолета он разрубил хвостовое оперение немецкого бомбардировщика, после чего два самолета, получив достаточно серьезные повреждения, которые не позволяли им дальше лететь, рухнули на землю. Воздушные тараны в воздушных боях совершались и до этого, но именно ночной воздушный таран был совершен августовской ночью 1941 года впервые", – рассказал военный историк Никита Коровин.
Смело и решительно – Талалихин стал живой легендой
Виктора Талалихина ранило в руку, но он сумел выпрыгнуть из горящей машины. И на парашюте спустился в реку Северку – сейчас это городской округ Домодедово. Отважного летчика спасли жители соседней деревни.

"Погиб летчик-герой осенью 1941 года в октябре. Впоследствии останки Виктора Талалихина были захоронены сначала на Донском кладбище, а в 1959 году они были перенесены на Новодевичье кладбище. Самолет, на котором Виктор Васильевич Талалихин совершил свой легендарный ночной воздушный таран в августе 1941 года, был найден совсем недавно", – добавил Никита Коровин.
Судьба старшего брата знаменитого летчика
Николай Талалихин не вернулся с боевого задания
Обломки истребителя нашли в подмосковном лесу в 2014-м – то есть 73 года спустя. А еще через 6 лет обнаружили фрагменты другого самолета. Им управлял старший брат Виктора Талалихина – Николай.
"Немецко-фашистские войска рвутся к Мурманску. Самолеты Северного морского флота задействованы на штурмовку приближающихся к Мурманску вражеских колонн, в том числе и самолеты авиаполка, в котором служит Николай Талалихин. 11 июля 1941 года пять самолетов ГСТ, гидросамолеты тяжелые транспортные, вылетели на бомбардировку вражеских батарей. В дальнейшем на базу вернулись только четыре самолета. Пятый самолет под руководством Николая Васильевича Талалихина на базу не вернулся", – пояснил командир московского поискового отряда "Обелиск" Михаил Поляков.
"А Николай Талалихин и его штурман Агубичир Кцоев с горящей машиной рухнули, и машина разбилась в районе высоты Черная. Самолет сгорел", – отметил Михаил Поляков.

У Николая Талалихина остались жена Таисия и 7-месячная дочь – тоже Тая. Командир экипажа и штурман на протяжении долгих лет числились пропавшими без вести. В семье до сих пор хранят извещение о том, что лейтенант Талалихин не вернулся из боя, старые фотографии. А еще многочисленные письма, которые Николай отправлял родителям, брату Виктору и супруге с дочкой.
"Бабушка до конца своих дней верила, что он жив. Хотя она вышла замуж после войны. Но она не переставала его любить", – поделилась внучка Николая Талалихина Наталья Калашникова.
Ключ, который привел к долгожданным ответам
Около 10 лет назад мурманские поисковики сообщили московским коллегам, что в районе высоты Черной вблизи города Заозерска находятся обломки самолета.
"Каждая деталь просматривалась на наличие номеров. Потому что это было необходимо, чтобы по номеру уже установить машину саму и экипаж, чтобы все это дело было подтверждено архивом", – объяснил Михаил Поляков.
Здесь же нашли фрагменты кожаных летных курток, а также кости членов экипажа. А еще поисковики обнаружили на месте крушения ключ. Сначала этой находке не придали особого значения. Однако именно она в итоге стала главным доказательством, что Николай Талалихин погиб вместе с горящей машиной.
"Бабушка мне рассказала, что, когда дед улетал, они же сдавали все погоны, все медали, документы. А ключ он всегда брал с собой в полет. И он всегда бабушке говорил: "Ключ со мной? Да, я вернусь". И по этому ключу поняли, что это Николай", – сказала Наталья Калашникова.
Война забрала всех, кроме одного
Останки командира экипажа и штурмана похоронили в Мурманской области. Торжественная церемония прошла 24 октября 2020 года. У Николая и Виктора Талалихиных были еще два брата. Они тоже связали свою жизнь с армией.

- Самый старший – Павел – сражался в Гражданскую войну на стороне красных и погиб в 1918-м. В его судьбе больше всего белых пятен.Второй по старшинству, Александр Талалихин, стал бортмехаником и пережил тяжелейшие испытания на Китайском фронте. Советский Союз поддерживал Пекин в войне против Японии. Она началась летом 1937 года, когда войска островной империи вторглись в Поднебесную.
"Один из таких полетов на территории Китая для Александра был трагическим. Самолет, на котором они летели, заблудился в горах, и, когда в условиях тумана пытался развернуться в этой горной местности, врезался в гору. Из всего экипажа выжил только представитель Генштаба и Александр Талалихин", – рассказал Михаил Поляков.
Катастрофа случилась в ноябре 1937-го. Запасов пищи в разбившемся самолете не было, и, чтобы выжить, пришлось есть кожаные ремни и обувь. Во время Великой Отечественной Александра перевели в наземную службу. В семье Талалихиных полагают – во многом это произошло благодаря обращению его родителей к руководству страны.
"Дед Вася написал Калинину письмо с просьбой, чтобы Александра, он же тоже летчик, летал, воевал, чтобы его убрали с полетов и перевели в техники, чтобы хоть один сын остался. Дядя Саша очень был обижен за это на дедушку с бабушкой, но он остался жив единственный из четырех", – отметила Наталья Калашникова.
О службе во время Великой Отечественной Александр Талалихин, как и большинство ветеранов, родным и близким рассказывал скупо. Он скончался в 1985 году, спустя ровно 40 лет после завершения войны, которая прославила его семью и одновременно оставила на ней трагический отпечаток.