Клуб противоречий: курды предложили сменить название Сирии

ИЗВЕСТИЯ 1 день назад 19
Preview

Попытка сблизить позиции между Дамаском и курдской администрацией завершилась провалом: трехсторонняя встреча с участием президента Сирии Ахмада аш-Шараа, командующего СДС Мазлума Абди и посланника США Тома Барака не привела к компромиссу. Как выяснили «Известия», курды на переговорах выдвинули радикальные инициативы — от смены названия страны до особого статуса своих вооруженных сил. Все предложения были отвергнуты сирийскими властями, настаивающими на сохранении унитарного государства и полной интеграции курдских формирований. Тем временем Вашингтон меняет позицию по отношению к САР, он недоволен затягиванием переговоров. Как это влияет на будущее Сирии — в материале «Известий».

В США растет разочарование курдами

Курдская делегация предложила официальному Дамаску изменить само название страны — исключить из него определение «арабская», сообщил «Известиям» источник, близкий к переговорам. Эта инициатива, которая призвана дать курдам большую автономию в составе САР, прозвучала на трехсторонней встрече 9 июля в столице Сирии. В ней приняли участие президент страны Ахмад аш-Шараа, командующий курдскими формированиями «Сирийских демократических сил» (СДС) Мазлум Абди и специальный представитель США Том Барак.

— СДС потребовали убрать слово «арабская» из названия страны, осуществить систему децентрализации и включить свои силы в качестве независимого блока в сирийскую армию, — отметил «Известиям» источник в курдской администрации.

Эти инициативы сирийское руководство категорически отвергло. В частности, Дамаск вновь отмел идею федерализации, придерживаясь рамок единого и унитарного государства. Он настаивает на полной интеграции курдов в состав национальной армии, без каких-либо особых статусов.

Справка «Известий»

Автономная администрация Северо-Восточной Сирии (ААСВС) — это де-факто самоуправляемое образование на северо-востоке страны, контролируемое преимущественно курдскими силами, вооруженное крыло представлено «Сирийскими демократическими силами» (СДС). Администрация не признана официально сирийским правительством и резко критикуется со стороны Турции. ААСВС пользуется активной поддержкой со стороны США.

При этом 10 марта аш-Шараа и Абди подписали соглашение, в соответствии с которым курдские бойцы будут интегрированы в вооруженные силы переходного правительства. Также стороны договорились, что все гражданские и военные объекты, включая аэропорты, а также газовые и нефтяные месторождения на контролируемых СДС территориях в Северо-Восточной Сирии, перейдут под управление новой администрации в Дамаске.

Главным драйвером, который повлиял на решение СДС пойти на соглашение с Дамаском, стал потенциальный вывод войск США из региона — это поставит курдов в уязвимое положение в связи с серьезной угрозой в лице Турции. Ранее сообщалось, что США решили вдвое уменьшить численность войск в Сирии и начать их поэтапный вывод уже в ближайшие месяцы.

Справка «Известий»

В сентябре 2024 года стало известно, что международная коалиция во главе с США решила завершить военную миссию в Ираке. Уже согласованы график и все этапы. Предполагалось, что вывод войск коалиции должен произойти не позднее конца сентября 2025 года, а миссия коалиции в Сирии завершится к сентябрю 2026-го.

Тем не менее в апреле лидер курдов заявил, что «новой Сирии необходимы децентрализация и федерализм». Официальный Дамаск назвал это заявление отходом от национального единства. Власти напомнили, что высказывания Абди противоречат договоренностям от 10 марта и призвали не препятствовать работе государственных институтов.

По данным СМИ, делегация СДС также отказалась обсуждать передачу под контроль Дамаска таких ключевых городов, как Ракка и Дейр-эз-Зор, что тоже не способствовало продвижению переговоров.

Снятие санкций с Сирии

Посланник США Том Барак выразил разочарование затягиванием переговорного процесса со стороны курдов и призвал их ускорить шаги навстречу компромиссу. Давление американцев на них усиливается на фоне резкой смены курса Вашингтона в отношении Сирии. 30 июня президент США Дональд Трамп подписал указ, отменяющий существующую систему американских санкций против республики. Первоначально их вели для давления на режим Башара Асада, но теперь, по мнению администрации, они мешают восстановлению страны после гражданской войны.

Указ, в частности, отменяет введенное в 2004 году чрезвычайное положение в отношении Сирии. Кроме того, он поручает госсекретарю Марко Рубио пересмотреть статус группировки «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ, признана в России террористической организацией и запрещена), которая возглавила мятеж, завершившийся падением режима Асада.

При этом США сохранили Сирию в списке государств — спонсоров терроризма; этот статус был присвоен еще в 1979 году. Это подразумевает запрет на военное сотрудничество и ограничение внешней помощи. Также сохраняются точечные ограничения против Башара Асада, его окружения и других лиц.

Перезапуск отношений с США стал возможен во многом благодаря поддержке со стороны Саудовской Аравии, считает доцент кафедры международного бизнеса Финансового университета при правительстве Игорь Матвеев. Именно саудовцы, по его словам, организовали встречу аш-Шараа с Трампом, которая прошла в Эр-Рияде 14 мая. Американский президент тогда назвал аш-Шараа крепким парнем и борцом с сильным прошлым.

Однако Эр-Рияд действует не бескорыстно: «Конечно, Саудовская Аравия не для того всё это делает, чтобы потом оказаться в стороне и позволить конкурентам в Персидском заливе реализовывать крупные проекты», — отметил он в разговоре с «Известиями».

По мнению эксперта, Эр-Рияд будет внимательно следить за ситуацией и, скорее всего, препятствовать реализации альтернативных энергетических маршрутов, в том числе так называемого Арабского газопровода (проект по транспортировке газа из Египта через Иорданию в Сирию и Ливан).

Вместе с тем Игорь Матвеев обращает внимание на новые опции, открывающиеся перед Сирией в случае стабилизации: «Если будут какие-то инвестиционные возможности, она каким-то образом сможет подключиться к двум конкурирующим глобальным проектам — китайскому «Поясу и пути» и индийскому коридору IMEC». Матвеев обратил внимание, что китайские делегации уже с мая активно посещают Сирию, обсуждая портовую инфраструктуру и возможности для инвестиций.

 

Читать в ИЗВЕСТИЯ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'