На танкере Vilamoura, перевозившем один миллион бочек с нефтью, 27 июня произошел взрыв у берегов Ливии. Это уже седьмая атака за шесть месяцев на гражданские суда «теневого флота», предположительно, с российскими грузами (в основном нефтью). Что бы ни произошло в действительности, просматривается почерк британских спецслужб. Седьмая атака за шесть месяцев По информации Bloomberg, причина взрыва неизвестна, но судно заходило в российский порт Усть-Луга в начале апреля, где забрало бочки казахского происхождения. Журналисты со ссылкой на заявление оператора TMS Tankers написали, что в результате взрыва на Vilamoura подтоплен машинный отсек. Танкер отправили в Грецию для осмотра повреждений. Информации о разливе топлива нет, все члены команды судна в порядке. «За последние месяцы серия загадочных взрывов поразила нефтяные танкеры, которые ранее заходили в российские порты. Владельцы таких судов начали проверять корпуса своих судов на наличие мин с помощью водолазов и подводных аппаратов», — уточнили в Bloomberg. Обратим внимание, что в последнее время Лондон проявляет особое внимание к вопросам противодействия «теневому флоту» и деятельности России в морском пространстве вообще. Поэтому многие эксперты заранее предупреждали о возможных провокациях против российских гражданских и военных судов. Кстати, в конце июня британский премьер-министр Кир Стармер объявил о новых антироссийских санкциях. В список попали 20 судов и компании Orion Star Group LLC и Valegro LLC-FZ, ответственные за управление и комплектование их экипажей. Ограничительные меры среди прочего затронули Главное управление глубоководных исследований Минобороны России, занимающееся подводной разведкой. Политолог Вадим Попов в разговоре с 360.ru отметил, что в каждом конкретном случае надо разбираться, что за судно и кому оно принадлежит. Но прослеживается британский след, это похоже на стиль английских спецслужб. Конечно, их действия вынуждают предпринимать ответные действия для обороны наших судов. Кроме этого, необходимо тщательно расследовать каждый случай подрыва судов, чтобы на руках у российских силовиков была исчерпывающая информация, кто стоит за этими диверсиями. Наказание неминуемо. Но тот факт, что это уже седьмой инцидент, явно говорит о планомерной стратегии — и это очень тревожный факт для безопасного судоходства и торговли. Вадим Попов Ответ должен быть Основной расчет оппонентов России понятен. Они не хотят скатываться в большую настоящую войну, потому что догадываются о ее результатах. Учитывая географию того же Соединенного Королевства, можно сказать, что если ваша ракета отклонится на 200 километров, она все равно куда-нибудь упадет. Причем, скорее всего, это будет не картофельное поле, а какой-то город. Давно уже нет таких отклонений: ракеты влетают в форточку, даже если они баллистические. Поэтому Лондон, Париж, Брюссель или Берлин будут действовать через провокации. Неизвестно, чье судно или чей дрон задействуют. Что касается вопроса о том, как на это отвечать, то он крайне серьезный. Классическая дипломатия подразумевает симметричность мер, напомнил в беседе с 360.ru доктор экономических наук, профессор и главный научный сотрудник Института Европы РАН Николай Межевич. «Условно говоря, если на дипломатическом приеме в немецком посольстве российскому послу подложили в карман таракана, то на следующий день на дипломатическом приеме в российском посольстве немецкому послу полагается подложить в карман таракана или, может, жабу. Однако сейчас время другое, и симметричные ответы не дают стратегического решения. Если я начну называть формы ответов, которые мне кажутся перспективными, могу случайно угадать те решения, которые сейчас готовят где-то в Москве. И тогда позволю себе задать вопрос в традиционной форме одесского привоза: а зачем мне это нужно?» — задался справедливым вопросом эксперт. Казахстанский вопрос Еще один немаловажный момент. Взрыв на танкере — это и попытка оторвать Казахстан от России, переориентировать его на поставки нефти и нефтепродуктов по другим маршрутам, не связанным с Россией. Для Астаны это тоже неудобный, достаточно длительный процесс. Оппоненты всячески стараются ударить по этим связям, хотя у Казахстана с киевским режимом отношения в принципе нейтральные, а может, даже и более позитивные. Такое мнение высказал 360.ru член экспертного совета «Офицеров России», капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин. — Каковы риски, связанные с этой ситуацией? — Разумеется, это очень важный момент, требующий бдительности. Если это случилось в машинном отделении, вполне вероятно, что речь идет о закладке взрывного устройства. Необходимо проявлять осторожность в наших портах, так как, по имеющейся информации, корабли заходили и в Усть-Лугу, и в Новороссийск. — Какова ситуация с российским флотом в регионе? — Наши суда сейчас в Средиземном море. Возможности в связи с тем, что случилось в Сирии, не такие большие, но при необходимости их можно использовать. — Тут же и экологические последствия могли быть… — Да, и очень серьезные. При таком подходе это могли привести к большой экологической катастрофе. Западу, конечно, все равно, но не дай Бог, больше миллиона баррелей нефти разольется в Средиземном море. Они, как всегда, скажут: виноваты русские. Тем не менее это должно пресекаться. Чистейший вид терроризма, с которым мы боремся и должны продолжать бороться. Необходимо делать все, чтобы этого не произошло. — Какую роль в этом процессе могут играть спецслужбы? — Если даже там участвуют спецслужбы Украины, то они, конечно, работают под руководством своих кураторов. Прежде всего, мне кажется, что это Великобритания и ее спецслужбы, включая МИ-6, имеющие огромный опыт в диверсиях подобного рода.