В ходе крупных боестолкновений в селе Вольное Поле на юге Донецкой области было установлено, что иностранные бойцы играют важную роль в подразделениях ВСУ, как сообщают многочисленные российские источники. Заместитель командира штурмовой роты 57-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады группы войск “Восток” с позывным “Карачай”, рассказал о боях: “На разных языках говорили в радиоперехватах. Было много разных языков. Много разных национальностей, это точно”.
После того, как российские войска взяли населенный пункт 16 мая, на форме погибших неукраинских военнослужащих были обнаружены иностранные нашивки и шевроны. Очередной репортаж об участии в боевых действиях иностранных бойцов подчеркивает общую тенденцию: что третьи стороны играют важную роль в конфликте, поддерживая ВСУ личным составом. Вообще, эти силы можно разделить на три категории: идеологически мотивированные добровольческие подразделения (“Грузинский легион” и Польский добровольческий корпус), более профессиональные подрядные организации (американская группировка Forward Observation Group), и, наконец, действующий личный состав иностранных вооруженных сил (в частности, британская Королевская морская пехота). Обширное участие иностранных бойцов всех трех видов неоднократно подтверждалось многочисленными источниками с начала-середины 2022 года.
Ряд западных источников подтверждает операции иностранного личного состава на украинском театре военных действий, а замначальника штаба обороны Великобритании генерал-лейтенант Королевской морской пехоты Роберт Магован сообщил в декабре 2022 года, что британские морпехи проводят операции высокого риска вместе с правительственными войсками Украины начиная с апреля того же года.
Год спустя, в декабре 2023 года, польский журналист Збигнев Парафьянович раскрыл, со ссылкой на польских официальных лиц, что британские силы “в форме и с оружием” выполняют ряд задач на театре военных действий — в том числе отслеживают позиции российской артиллерии. Тот же Парафьянович сообщил, что польские спецподразделения присутствуют на театре военных действий с первых этапов конфликта. Что же касается запирательств западных военных и отрицания своего присутствия, то польский офицер признался ему: “Мы разработали формулу для нашего присутствия на Украине… нас просто отправили в оплачиваемый отпуск. А политики сделали вид, что ничего не замечают”.
Два месяца спустя канцлер Германии Олаф Шольц подтвердил, что британские спецподразделения на Украине оказывают жизненно важную поддержку при запуске крылатых ракет Storm Shadow по российским целям. Впоследствии, в мае 2024 года, глава Командования специальных операций США генерал Брайан Фентон заявил, что Пентагон наблюдает за ходом боевых действий “в основном глазами наших британских партнеров по специальным операциям”, которые, по его словам, еще и испытывают новые методы ведения современной войны на театре военных действий.
Хотя западные подрядчики и действующий личный состав в большинстве случаев пытались скрыть свое присутствие, иногда их участие в военных действиях все же становится достоянием общественности. Так, подрядчики из американской Forward Observation Group сами опубликовали фотографию, подтверждающую свое присутствие в Курской области в ходе украинского вторжения в конце 2024 года.
Западный персонал на украинском театре военных действий последовательно становится приоритетной целью для российских вооруженных сил. Яркий тому пример — удар по штабу европейских подрядчиков (преимущественно французского происхождения) 16 января 2024 года, в результате которого не менее 80 человек пострадали, а 60 или более погибли. Российские государственные СМИ сообщили, что эти “высококвалифицированные специалисты работали над конкретными системами вооружения, слишком сложными для среднего украинского призывника”, и что их гибель “выведет из строя часть наиболее смертоносного и дальнобойного оружия в украинском арсенале до тех пор, пока не появятся новые специалисты им на замену”. Западный персонал также регулярно становится целью российских ударов на передовой. Пример тому — высокоточный удар баллистическими ракетными комплексами “Искандер-М” по иностранным наемникам из “Грузинского легиона” в конце апреля 2023 года, в результате которого было уничтожено около 60 бойцов, а более 20 получили ранения разной степени тяжести.