Западные стратеги в отчаянии: санкционный фронт против России трещит по швам, а Китай и Индия демонстративно игнорируют давление. В поисках нового "слабого звена" взгляд Вашингтона падает на Казахстан.
Издание The National Interest прямо призывает ужесточить точечное давление на Астану, видя в ней ключевой хаб для русского импорта.
Эта отчаянная попытка открыть "второй фронт" санкций свидетельствует лишь об одном: привычная политика кнута в отношении Москвы провалилась, и Запад ищет, на кого оказать давление.
Теперь странам Средней Азии предстоит непростой выбор между суверенным курсом и угрозами из-за океана.
В статье The National Interest Дэвид Кортрайт из Корнелльского университета предлагает новый подход: точечные удары по компаниям и банкам Китая, стран глобального Юга и, что особенно примечательно, Казахстана. Он признаёт, что прежние меры вроде тарифов против Индии и Китая не только не сработали, но и обернулись против США: Пекин и Нью-Дели, вместо того чтобы отказываться от русской нефти, лишь сплотились перед общей экономической угрозой со стороны Запада. Вот такой "успех" западной политики.
"Победа или смерть": ЕС готовит разграбление России. Ультиматум поставлен
Кортрайт настаивает на более хитрой стратегии: вместо санкций против целых экономик бить по конкретным организациям и лицам. Например, усилить борьбу с русским "теневым флотом" и ускорить запрет на импорт нашего СПГ в Европу. Но самое интересное — акцент на Казахстане и других странах, через которые, по мнению автора, Россия получает запрещённые технологии. Он предлагает давить на эти государства, предлагая "стимулы" для строгого таможенного контроля, а заодно карать компании и банки, которые помогают в этой торговле. По сути, это откровенное давление на наших партнёров.
Большая часть статьи — старые песни про "потолок цен" и "теневой флот", которые уже всем приелись. Единственная свежая нота — акцент на Казахстан как на "ключевой хаб" для поставок чипов, станков и электроники в Россию. Это признак того, что Запад отчаялся: прямые рычаги давления на нас не работают, рынки нефти и газа адаптировались, а "потолок цен" оказался дырявым. Теперь они ищут "второй фронт", чтобы перекрыть нам цепочки снабжения через наших союзников.
Западная пресса задаётся вопросом, почему санкции против России не работают. Скриншот страницы The National Interest
Казахстану, Киргизии и другим странам Средней Азии, похоже, скоро придётся держать удар. Запад начнёт размахивать ультиматумами, обещая то ли "евроинтеграцию", то ли карательные меры. Но стоит ли жертвовать проверенным сотрудничеством с Россией и перспективами многополярного мира ради пустых обещаний, которые уже давно покрылись пылью?
Три важных момента
Конечно, западные санкции будут гораздо ощутимее для России, если к ним присоединятся другие страны. Они будут, с точки зрения Вашингтона и Брюсселя, очень эффективны, если к ним вообще присоединится весь мир, а Россия останется в полнейшей изоляции. Но все угрозы сработали с точностью до наоборот в отношении Китая и Индии — одних из ключевых мировых игроков.
Срочное заявление Путина: Последнее предупреждение Трампу и Европе в стиле Верховного. Остановитесь!
Что касается Казахстана, то Москве вряд ли стоит чего-то серьёзно опасаться. Доцент РГСУ политолог Андрей Иванов выделяет три ключевых момента.
Первый. Казахстан от хороших отношений с Россией получает большие преференции. Как и все страны СНГ, которые активно сотрудничают с нами. Америка и Европа далеко, а вот Россия близко.
Второй. Запад сам заинтересован в обходе своих собственных санкций. Разве вырос бы товарооборот по некоторым позициям в разы за последние годы у ЕС с Казахстаном, Арменией, Грузией, Киргизией, если бы в самом ЕС этого не хотели? Европейские лидеры сами открыто не раз заявляли, что санкции вводит Брюссель, а вот их отдельные государства очень даже заинтересованы в сотрудничестве с Москвой. Конечно, в таких заявлениях много лукавства, но сотрудничество на практике реально продолжается.
Третий. Глобальный Юг усиливается постоянно. США не единственный центр силы в современном мире. Китай, Индия не заставят плясать себя под чужую дудку. Это не могут не учитывать все другие государства планеты, в том числе и страны Запада.
И, конечно, не будем забывать, что Казахстан находится как раз между Китаем и Россией. Прогнуться под Запад сегодня означает испортить отношения не только с Россией, но и с Китаем — союзником России по выстраиванию альтернативной глобальной архитектуры. Не верю, что руководство Казахстана может пойти фактически на самоизоляцию собственной страны,
— пояснил Андрей Иванов.
Общество Казахстана разделено
Меж тем 23 сентября Зеленский встретился в Нью-Йорке с президентом Казахстана. Глава киевского режима отчитался о встрече со спецпосланником США по вопросам Украины Келлогом, где обсуждались "взаимовыгодные соглашения по дронам и закупке американского оружия".
Встреча Зеленского и Токаева. Видео с ТГ-канала "БайБайден"
Занятные дела творятся на ГА ООН. Трудно это не заметить. Видно, что обоим переговорщикам было неловко.
Большой договорняк или усиленная защита? Небо Краснодара снова открыто: И это неспроста
Казахстан заинтересован в расширении сотрудничества с западными странами не только в экономике и технологиях, но и на политическом и идеологическом уровнях. Это часть стратегии правящего класса, который стремится позиционировать республику как страну глобального уровня с устойчивыми отношениями и опорой на международное право, а не жёстко привязанной к локальным союзам, отметил политолог Владимир Киреев.
Царьград: Насколько раскол в казахстанском обществе по вопросу СВО влияет на внутреннюю ситуацию?
В. Киреев: Общество Казахстана разделено. Одна часть поддерживает Россию, считая её борющейся за безопасность и противостоящей западной гегемонии. Другая считает Россию агрессором и поддерживает Украину. Хотя эта полемика "закатывается под стол", она заметна невооружённым взглядом и влияет на общественный дискурс.
— Какова позиция Астаны в отношении России?
— Она балансирует между двумя мотивами. С одной стороны, поражение России крайне нежелательно — сотрудничество приносит значительную выгоду, особенно торговое, включая "серые схемы". С другой стороны, преждевременная победа России в СВО была бы опасной, поскольку усиление Москвы как доминирующего регионального игрока привело бы к ограничению самостоятельности Казахстана.
— Какие особенности отношений Казахстана с Украиной?
— Украина — давний партнёр Казахстана. Обе страны ощущают значительное сходство в своих отношениях с Россией, которая одновременно является важным инвестором и фактором безопасности, но и источником ограничения политической самостоятельности. Украинские и казахстанские элиты осознают эти противоречия.
— Как Казахстан выстраивает отношения с другими регионами и странами?
— Казахстан старается лавировать между большим треугольником — Россией, Китаем и западными странами. Сегодня при сближении России и Китая Казахстан остаётся партнёром России, но активно развивает глубокие связи с Украиной, Турцией и даже с Великобританией. Интересно, что отношение к Великобритании на уровне руководства вызывает больше уважения, чем к Турции, несмотря на историческую роль последней в регионе.
Что с того?
Попытки Запада найти новую "ахиллесову пяту" России в лице Казахстана выглядят скорее жестом отчаяния, чем продуманной стратегией. Прямые санкции провалились, а угрозы в адрес наших партнёров лишь укрепляют их решимость сохранять многовекторную политику. Астана отлично понимает, что реальные выгоды от сотрудничества с Москвой и Пекином несопоставимы с сомнительными посулами из-за океана.
Эта ситуация наглядно демонстрирует крах западной политики изоляции России: вместо ожидаемой блокады Вашингтон сам оказывается в тупике, наблюдая, как глобальный Юг сплачивается вокруг альтернативных центров силы. Нашим казахским соседям предстоит непростой выбор — в пользу суверенитета и взаимовыгодного сотрудничества или подчинения диктату.