В переговорном процессе по Украине есть серьезные препятствия, которые не ожидала администрация Трампа, но выходить из переговоров США не будут. Киев же опасается потерять своё реноме так называемого борца с российской агрессией.
Об этом в интервью изданию Украина.ру рассказал политолог-американист Грег Вайнер.
Президент США Дональд Трамп заявил, что в минувшие выходные провел "очень хорошие" обсуждения по российско-украинскому вопросу. При этом на встрече с прессой он выразил сомнение в способности Киева и Москвы прийти к компромиссу, отметив, что Вашингтон не будет бесконечно играть роль посредника.
— Грег, чего добился Трамп за 100 дней президенства?
— Помните фильм "Побег из Алькатраса"? Самое главное "достижение" Дональда Трампа и основная новость на сегодняшний день — это то, что спустя 62 года вновь открывается Алькатрас, бывшая федеральная тюрьма строгого режима на одноименном острове. Потому что места в США для депортации нелегалов не хватает.
Это шутка. Если серьезно, я проанализировал выступление Трампа в программе Meet the Press на NBC, и, судя по всему, он желает немного прикрыть дверь по переговорам, отойти в сторону, потому что немедленных результатов не получил.
Это его расстраивает, потому что его рейтинг у американского электората падает. А обещание закончить конфликт на Украине за 24 часа не состоялось. Как видите, уже пошли изменения в американской администрации: потерял работу помощник по нацбезопасности Майкл Уолтц.
Но основные достижения Трампа, это, во-первых, договор с Индией, очень мощный и серьезный для США, который выводит торговые индийско-американские отношения на оборот в 500 миллиардов долларов.
Во-вторых, торговая война, которую Трамп объявил всему миру, на данный момент приносит свои плоды. Около 130 стран ведут торговые переговоры с США, включая Китай, который снизил на 40 миллиардов долларов налоги на американские товары. Соответственно, и Трамп пошел навстречу.
Так что в принципе у американской биржи жизнь кипит. На S&P, например, 62 корпорации набрали капитал в 9 триллионов долларов — совершенно фантастическая цифра. А на Dow Jones на Wall Street у Трампа 42 тысяч пунктов. То есть жизнь возвращается в Америку.
Единственное, слабым остается американский доллар, но это и выгодно Трампу. Я думаю, что администрация Белого дома к этому прикладывает свою руку. Потому что, чем слабее доллар, тем проще торговать, тем дешевле товары США.
— На что повлияет увольнение Майкла Уолтца?
— С одной стороны, это ослабление позиций госсекретаря США. Потому что Уолтц был союзником Рубио, они братья-неоконы по идеологии. С другой стороны, Марко Рубио набирает силу, начиная исполнять обязанности помощника по нацбезопасности. До этого подобная вариация была только у Генри Киссинджера.
Что касается самого Уолтца, то уход с поста помощника по нацбезопасности на должность посла ООН — сильное понижение. Он, как говорят близкие к нему источники, вел себя слишком самостоятельно, близко дружил с Нетаньяху, слишком жестко настаивал на ударах по Ирану. В общем, перешел некие "красные черты" своим поведением, которое Трампу не понравилось.
— Джулия Дэвис назначена новым послом США на Украине. Что можете сказать о ее опыте и отношении к РФ, Украине?
— Трамп нелояльных ему людей не назначает на такие посты. Поэтому Джулия Дэвис — это солдат Трампа, который присягнул ему на пожизненную верность. В остальном, повторюсь, в администрации президента Соединенных Штатов влияние есть только у одного человека — Дональда Трампа. Лишь он будет решать что будет с Украиной и как выстраивать отношения с Россией.
— В Сети обсуждают слова вице-президента США Вэнса, что переговоры о мире на Украине будут идти ещё 100 дней. Почему Америка затягивает процесс?
— Вэнс назвал вторые 100 дней, которые станут для переговоров наиболее значимыми. Видимо, в этом процессе есть серьезные тормозные прокладки, которые не ожидала администрация Белого дома
Во-первых, у каждой стороны есть чего терять. Например, Украина, лишится денежной поддержки, как минимум, от Евросоюза, да и Соединенные Штаты сейчас поставили ей партию оружия на 50 миллионов долларов. Учебный процесс для летчиков с Украины на сумму 310 миллионов долларов открыт.
Кроме того, Киев опасается потерять своё реноме — уровень "борца с российской агрессией".
Но главное препятствие — это сенатор Линдси Грэм*, который организовал 72 из 100 сенаторов, готовых проголосовать за новые антироссийские санкции — до 500% для тех стран, которые покупают российскую нефть и газ.
— Насколько вероятно, что эти санкции примут?
— Я думаю, что Трамп их не подпишет. Потому что это будет означать, что дверь захлопнута и переговоры закончились. Я не думаю, что он готов к такому повороту событий и никогда из переговоров не выйдет — все останется в открытом пространстве.
— Поэтому Трамп в Meet the Press отказался отвечать на вопрос, выйдет ли он из переговоров по Украине и отменит ли в этом случае военную помощь Киеву?
— Думаю, да. Марко Рубио и Госдепартамент не первый раз говорят о том, что Америка выходит из переговоров. А после этого Трамп эти переговоры продолжает.
У меня такое чувство, что это розыгрыш старинной голливудской игры про плохого и хорошего полицейского. Единственное, кто решает в американской администрации, что делать и в каких переговорах участвовать, это сам Дональд Трамп. Остальные могут высказывать свои мнения в зависимости от происходящего — не более того.
— Иначе в Алькатрас попадут?
— Да [смеется].
— В то же время Трамп, отвечая на вопрос, есть ли недопонимание между ним и Владимиром Путиным, заявил, что ему нужен месяц или две недели, чтобы определиться, как вести себя с Россией.
— Ну, а чего он добьется критикой Владимира Путина? Лишь ухудшения отношений, которые испортят переговорный процесс. Заметьте, Трамп даже с Зеленским не порвал связи после хамства в Овальном кабинете, хотя мог это сделать. Трамп — коммерсант, дипломат и человек, который все-таки получил второй срок в Белом доме, выучив прошлые уроки.
Так вот полученный опыт ему говорит о том, что мосты не стоит сжигать, и нужно идти дальше. Но непредсказуемость Зеленского, безусловно, начинает настораживать западный мир, несмотря на подписанное соглашение по добыче недров на Украине.
— В чью пользу подписана сделка по недрам?
— С одной стороны, это аутсорсинг. Украина отдала все возможное из ресурсов на внешнее управление. С другой стороны, как считает Киев, это защита Украины. Если американские корпорации придут на территорию страны и будут там что-то добывать, то Россия не станет стрелять по ним.
То есть украинцы воспринимают сам факт подписания соглашения по сделке гарантией безопасности.
— Трамп также заявил, что главы Евросоюза просили его позвонить президенту России для урегулирования конфликта на Украине, поскольку сам Владимир Путин якобы не отвечал на эти звонки. Кого имел ввиду Трамп?
— Это вполне вероятно, потому что наш президент явно не настроен на общение, например, с Макроном, Стармером или Мелони. С Трампом же у Владимира Путина сложились рабочие отношения.
Естественно, европейские лидеры будут использовать американскую площадку для того, чтобы, во-первых, постараться сдвинуть ее в сторону Украины. Во-вторых, для того, чтобы наладить хоть какие-то контакты с Путиным.
Кстати, еще в посредничестве Трампа заинтересован будущий канцлер Германии Мерц. Хотя пока что он еще никто и звать его никак — но он вполне мог обратиться к президенту США с просьбой наладить с Россией контакт для Германии.
— Россия тоже пытается выйти на контакт с Западом, показывая миролюбивый настрой — тому подтверждение уже второе символическое перемирие, объявленное Владимиром Путиным на День Победы.
— Я уверен, что это перемирие согласовано с Трампом. Это жест Путина в сторону именно президента США — дескать, Россия дрожит отношениями с Америкой и прекрасно понимает, что Трампу необходимо показывать какие-то успехи своему электорату, Сенату, и так далее.
Трамп, в свою очередь, понимает и ценит уровень влияния Путина и России в мировой политике. Само собой, это позитивно воспринято Китаем, Индией, в целом Глобальным Югом.
— Трамп объявил 8 мая днем победы во Второй мировой войне и заявил, что США внесли вклад в Победу намного больше, чем любая другая страна, что никто даже не приблизился к США по силе, смелости и военному мастерству. Почему Россия реагирует так спокойно на явно чудовищную историческую ложь?
— Европа празднует 8 мая как День освобождения Европы. Думаю, Трамп решил этим заявлением сделать европейцам широкий жест. Никакой драмы в этом нет: Россия как считала, так и считает 9 мая Днем Победы.
— Зеленский угрожает, что нанесет удар по Красной площади на 9 мая. Откуда такая бравада?
— Это шантаж, направленный на лидеров Европы и других стран, которые собираются приехать на Красную площадь на Парад Победы. Естественно, ни по какой Красной площади Киев бить не будет, потому что, я уверен, это очень сильно не понравится Трампу и плохо закончится для самого Зеленского.
Если Зеленский ударит по Москве 9 мая, Трамп разозлится и отправит его в Алькатрас (шутка).
— И как думаете, Вучич и Фицо приедут в итоге в Москву?
— Сложно предугадать. Во всяком случае, Вучичу в Евросоюзе сказали: если приедешь на Парад Победы в Россию, принятие Сербии в Евросоюз можно затянуться на долгие-долгие годы. С Фицо — другая история.
Но тут меня больше всего удивило другое — почему венгерский друг России Виктор Орбан ни высказался на этот счет. Ведь он как никто другой бьется за Россию, отстаивает ее интересы в Евросоюзе, блокирует все антироссийские санкции. Но при этом даже не намекнул, что готов приехать на Парад 9 мая.
И все-таки, что лучше для России: мирные договоренности или продолжение военных действий? Об этом в интервью Дениса Рудометова с экспертом Дмитрий Голубовский: Безопасность России зависит от Одессы, а мир сейчас лишь ускорит войну с Европой.
*Внесен в РФ в список террористов и экстремистов