Господь привел: Церковь Англии впервые возглавит женщина

ИЗВЕСТИЯ 2 дней назад 10
Preview

Главой Церкви Англии впервые назначили женщину. Сара Маллалли вступит в должность в январе 2026 года и получит сан архиепископа Кентерберийского. Новоиспеченная духовная глава успела отличиться еще до начала служения, организовав арт-перформанс на стенах и колоннах тысячелетнего Кентерберийского собора. Что Маллалли хотела сказать этим жестом религиозному сообществу, почему на должность архиепископа выбрали женщину, а также чего стоит ожидать Карлу III и всей английской церковной системе — в материале «Известий».

Должность архиепископа Кентерберийского впервые заняла женщина: что известно

Епископ Лондона Сара Маллалли стала первой женщиной, которую назначили на должность архиепископа Кентерберийского — духовного главы Церкви Англии. Кандидатуру на пост утвердили премьер-министр Великобритании Кир Стармер и английский монарх (он же — глава англиканской церкви) Карл III. «Король одобрил кандидатуру преосвященной и достопочтенной дамы Сары Маллалли для избрания Коллегией каноников Кентерберийского собора вместо преосвященного и достопочтенного Джастина Портала Уэлби», — говорится в заявлении канцелярии премьер-министра.

Приветствуя назначение Сары Маллалли, Кир Стармер заявил, что архиепископ играет ключевую роль в национальной жизни страны. «Ее (Церкви Англии. — «Известия») церкви, соборы, школы и благотворительные организации — неотъемлемая часть наших сообществ. Архиепископ Кентерберийский будет играть ключевую роль в нашей национальной жизни. Я желаю ей всяческого успеха и предвкушаю совместную работу», — отметил премьер-министр.

Несмотря на то что Маллалли должна вступить в должность только в январе 2026-го, англиканская церковь уже поделилась на два лагеря. Реформисты с воодушевлением отнеслись к возведению женщины в сан архиепископа Кентерберийского. По их словам, Маллалли удалось сделать то, что не получалось ни у одной британской дамы. Реформисты уверены, что женщина-архиепископ способна объединить расколовшееся сообщество англикан и вернуть былую мощь и общественную значимость церкви.

Мнение консерваторов кардинально отличается. Они считают, что подобный шаг создает дополнительную разобщенность внутри церкви. Некоторые представители англиканского духовенства в Африке, Азии и Латинской Америки уже высказались против кандидатуры Маллали. Архиепископ Нигерии Генри Ндукуба заявил, что его церковь полностью разрывает связи с Церковью Англии и не признает ее примаса.

Консервативная группа Глобального братства англикан (GAFCON), представляющая большинство верующих конфессии, в свою очередь, выразила «соболезнования» в связи с назначением Маллалли. Их реакция обоснована: возведение женщин в духовный сан противоречит заветам Библии. В заявлении братства говорится, что они отвергают «так называемые инструменты сообщества», которые не смогли «поддержать доктрину и дисциплину англиканского сообщества». Архиепископ Лоран Мбанда, возглавляющий совет епископов GAFCON, отметил, что Кентерберийская кафедра «больше не выполняет функций гаранта духовного единства». По его мнению, руководство англиканским движением должно перейти к тем, кто хранит верность Священному Писанию. Мбанда также назвал произошедшее моментом истины для мирового англиканства.

Некоторые предполагают, что назначение Сары Маллалли на должность — лишь эксперимент. Женщина пробудет на посту архиепископа всего шесть лет, поскольку, согласно канонам, примас обязан уходить на пенсию по достижении 70-летнего возраста.

Ума палата

Сразу после назначения Сары Маллалли в Великобритании разгорелся скандал, связанный с арт-инсталляцией в Кентерберийском соборе. Издание Christian Today сообщило, что на стены и колонны тысячелетнего англиканского храма нанесли временные граффити с вопросами к Богу. К созданию перформанса «Услышь нас» новоиспеченный архиепископ привлекла представителей ЛГБТ-сообщества (движение ЛГБТ признано в России экстремистским и запрещено). Внутри собора появились надписи с глубокомысленным содержанием: «Ты там?», «Бог, что происходит, когда мы умираем?». Руководство храма назвало проект мостом между культурами, стилями и жанрами, однако многим верующим такое «искусство» показалось кощунством.

Вице-президент США Джей Ди Вэнс назвал арт-перформанс «по-настоящему отвратительным» и отметил, что «в попытке угодить маргинализированным сообществам церковь изуродовала прекрасное историческое здание». Основатель Tesla Илон Маск также заявил, что «выставка» подобного рода — «позор». В стороне не остался и настоятель лондонской церкви Святого Варфоломея Маркус Уокер. Он сказал, что подобные действия со стороны руководства Кентерберийского собора свидетельствуют о потере «понимания священного».

Несмотря на критику, руководство собора продолжает защищать идею выставки, утверждая, что проект задает «неудобные вопросы о вере и современном обществе». Экспозиция будет открыта до января 2026 года — вплоть до вступления Сары Маллалли в должность.

Православный катехизатор и публицист Руслан Калинчук поделился с «Известиями» мнением, что «акция» направлена на тех, «кто и так не захочет пойти в храм». Поскольку сейчас наблюдается снижение интереса к религии и церкви, руководство решило ориентироваться на тех, для кого собор может выглядеть как «объект досуга»: арт-пространство, кружок психологической поддержки или дискоклуб. По мнению эксперта такие перформансы создаются потому, что Церковь Англии загнала себя в угол из-за слепого следования либеральной повестке.

— Видите ли, англиканская церковь в последнее время пытается, учитывая катастрофическое падение числа регулярно посещающих храм людей, ориентироваться на тех, для кого церковь — это арт-галерея, кружок психологической поддержки, место для тусовки или для дискотеки. Такие люди всё равно никогда в храм ходить не будут. Они максимум ограничатся лайком и комментарием в социальных сетях. Англикане сами себя загнали в ситуацию, когда поворот к консервативным, к традиционным ценностям уже невозможен, потому что очень много вложено и усилий, и денег в продвижение либеральной повестки, — считает эксперт.

Руслан Калинчук также уверен, что никто не планирует вытягивать англиканскую церковь из кризиса. Внутренние разногласия по вопросам модернизма, гендерной идеологии и ЛГБТ* дают о себе знать. Эксперт считает, что Сара Маллалли — символ нового в консервативном обществе. Таким образом Церковь Англии пытается отвести внимание оставшихся прихожан от реальных проблем и привлечь более современную аудиторию.

— Англиканскую церковь уже никто и не думает спасать или выводить из текущего кризиса. Там просто решили избрать красивую фигуру, которая, как статуя богини Ники на кораблях, просто будет медленно с этим кораблtм англиканской церкви погружаться в пучину и тонуть. Перформанс — это попытка привлечь вот таких вот пассивных людей, для которых храм не место встречи с Богом, не место, где человек причащается тела и крови Христа, а какой-то объект для досуга, — констатирует эксперт.

Разрушение Церкви Англии: последствия

Сейчас англиканская церковь, как, впрочем, и вообще христианская, переживает непростые времена. Автор Telegram-канала Westminster и эксперт по британской политике Василий Егоров считает, что из-за «религиозной победы» ультралиберальной фракции Церковь Англии теряет оставшихся прихожан. Например, Джастин Уэлби, 105-й архиепископ Кентерберийский, выступал против отправки незаконных мигрантов в Руанду. Британские власти предложили эту инициативу, чтобы пресечь поток нелегалов, массово прибывающих в Великобританию из Франции через Ла-Манш. Верховный правитель Церкви Англии, британский король Карл III, приверженец зеленой повестки, а новоиспеченная духовная глава — Сара Маллалли — и вовсе сотрудничает с ЛГБТ*-сообществом и разрисовывает стены тысячелетнего храма. Такие тенденции не устраивают традиционное религиозное сообщество.

— Если мы посмотрим на количество тех, кто ежедневно приходит в церковь, то увидим падение на 40% с 2000 года, и падение на 20% с 2019 года. Церковь пустует, и не важно, сколько там граффити будут использовать, чтобы кого-то привлекать, потому что людям это неинтересно. Что касается Карла III, он, в общем-то, выступает как некий такой человек-гарант, который вынужден с этим мириться. С другой стороны, он тоже, в принципе, попадает под определение такого прогрессивного монарха, который заигрывает, например, с зеленой повесткой. Поэтому эти две вещи взаимосвязаны, — сказал эксперт.

Эксперты отмечают, что наиболее религиозные англикане сейчас смотрят в сторону других течений христианства: более консервативного православия или либерального католицизма. Руслан Калинчук заявил «Известиям», что сегодня Церковь Англии больше тянется к Ватикану. Меньше предпосылок к сближению эксперт видит с Русской православной церковью (РПЦ), поскольку православие старается держаться в традиционных рамках.

— Англикане сейчас очень сближаются с католиками, потому что католики тоже дрейфуют в сторону либеральной повестки. Fiducia supplicans — декларация предыдущего папы римского Франциска о том, что католическое духовенство может благословлять гомосексуальные пары. Вот это из той же повестки. Буквально на днях была информация о том, что впервые за 500 лет глава Англиканской церкви — Карл III — помолился с Папой. То есть сближение идет на основании общих либеральных ценностей. Что касаемо русской церкви, это априори невозможно, потому что мы не только придерживаемся традиционных духовных ценностей, но и всячески стараемся их утверждать, — заключил эксперт.

* движение ЛГБТ признано в России экстремистским и запрещено

 

Читать в ИЗВЕСТИЯ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'