В Молдавии остался месяц до важнейших парламентских выборов. Правящая в стране партия PAS всеми силами пытается удержаться у власти. Кишинев стал местом паломничества европейских лидеров, в финальной стадии экстрадиция на родину скандального олигарха Влада Плахотнюка, никуда не делись традиционные манипуляции с избирательными участками. «Известия» обозревают ситуацию в республике в преддверии голосования.
В стране началась избирательная кампания
В Молдавии 29 августа официально стартовала избирательная кампания. Через месяц в стране пройдут парламентские выборы, которые определят конфигурацию власти на ближайшие четыре года. Надо сказать, что в республике именно законодательное собрание обладает максимальной полнотой власти, так как именно оно принимает или отклоняет законы, а также формирует правительство.
Правящая сейчас партия «Действие и солидарность» (PAS) находится в тяжелом положении. Дело в том, что социально-экономические показатели в стране крайне печальные. По данным бывшего премьер-министра Влада Филата, за прошедшие четыре года накопленная инфляция составила 66%, тарифы на энергоресурсы выросли в шесть раз, госдолг увеличился до $7,8 млрд. Продолжается отток населения: каждый день из страны выезжают 90 человек.

В таких условиях правящая партия делает ставку на вопросы внешней политики. Главный тезис: только под руководством PAS Молдавия может стать членом ЕС. Европейцы при этом не стесняются публично поддерживать Майю Санду и ее партию. Так, 27 августа Эммануэль Макрон, Фридрих Мерц и Дональд Туск посетили Кишинев, где поучаствовали в торжествах по случаю Дня независимости Молдавии.
Ожидается, что 31 августа в молдавскую столицу приедет президент Румынии Никушор Дан, который станет главным гостем на празднике румынского языка. Судя по всему, главный подарок еще впереди. Издание Politico со ссылкой на свои источники пишет, что в Брюсселе в ближайшие дни или недели могут открыть «переговорный кластер», что ускорит рассмотрение молдавской заявки на вступление в Евросоюз.

В оппозиции при этом говорят, что европейцы нагло вмешиваются в молдавские выборы. «Представьте себе, если бы Путин или Лукашенко приехали на День независимости. Такой шум поднялся бы, включая и европейские столицы. А им можно переходить все красные линии, чтобы поддержать здесь своих марионеток, соросят и глобалистов», — заявил бывший президент страны Игорь Додон.
Власти рассчитывают на помощь диаспоры
Еще один важный предвыборный сюжет — экстрадиция в Молдавию олигарха, бывшего теневого хозяина страны Влада Плахотнюка, который стал символом сомнительных финансовых схем. В конце июля его задержали в Греции, а 28 августа апелляционный суд Афин вынес решение о высылке мужчины на родину.

Вполне возможно, что процесс экстрадиции завершится как раз перед выборами, что будет хорошим информационным поводом для правящей партии, которая получит возможность говорить об успешной борьбе с коррупцией. Судя по всему, готовится и соответствующее информационное сопровождение этой истории. Известно, что правительство страны выкупило права на фильм «Плаха», в котором как раз говорится о периоде участия олигарха в политической жизни страны.
Наконец, никуда не делись уже привычные для молдавской политики манипуляции с избирательными участками. Согласно данным ЦИК, в России 28 сентября откроется всего два пункта для голосования, хотя в стране живут и работают сотни тысяч молдавских граждан. Представители диаспоры провели пикет у здания посольства в Москве, а также собрали 85 тыс. подписей под обращением с требованием улучшить ситуацию, но реакции избиркома не последовало.

В Приднестровье, где множество пророссийских избирателей, откроют всего 12 участков, хотя раньше было втрое больше. При этом в западных странах количество пунктов для голосования, напротив, увеличится. Так, в Италии на прошлых выборах было 60 участков, теперь — 73, в Германии рост с 26 до 36, во Франции — с 20 до 26, в Румынии — с 16 до 23, в США — с 16 до 22. При этом в десяти западных странах еще и разрешено голосовать по почте — больше нигде такой возможности нет.
В оппозиции также говорят, что с приближением выборов в Молдавии усиливаются прямые репрессии. Наиболее скандальным эпизодом в этом смысле стал приговор башкану Гагаузии Евгении Гуцул, которую на семь лет отправили в колонию по обвинению в незаконном финансировании политической партии. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков назвал вердикт образцом политически мотивированного решения.

Кроме того, судебные инстанции запретили деятельность четырех партий, которые входят в оппозиционный блок «Победа». Многочисленные попытки оспорить решение не принесли результата, 26 августа Высшая судебная палата страны оставила вердикт в силе — уличные протесты результата не дали. Более того, в середине августа силовики разгромили палаточный городок оппозиции в центре Кишинева.
Наконец, власти страны максимально концентрируют рычаги управления в своих руках. В середине августа в прямое подчинение Майе Санду перешел Центр по борьбе с дезинформацией. Назначен также новый состав Конституционного суда: судьями стали функционеры, которые так или иначе связаны с действующими властями. Например, одним из членов КС стал Серджиу Литвиненко, в прошлом — бывший вице-председатель правящей партии.

При всех многочисленных усилиях, однако, положение PAS всё равно выглядит очень шатким. Один из соцопросов показывает, что рейтинг партии Санду составляет 33%, блока левых сил — порядка 30%, проходной барьер также преодолевают центристский блок «Альтернатива» и популистская «Наша партия». Если результат действительно будет таким, то оппозиция сможет самостоятельно сформировать коалицию, оставив команду Санду за бортом.
Что говорят эксперты
Молдавский политолог Александр Кориненко подчеркивает, что избирательная кампания стартует в атмосфере страха и давления на оппозицию.

— Правящая партия приняла множество карательных мер. Кого-то выгнали из предвыборной гонки, кого-то посадили, уличные протесты разгонялись силовыми методами. Всё происходит в условиях информационной блокады, когда оппозиционные партии не имеют доступа к телевидению. Правящая команда сегодня контролирует все три ветви власти, буквально на днях назначен карманный Конституционный суд, — объясняет он.
По его словам, внутри Молдавии у PAS потолок в 30% голосов, но большие надежды на мобилизацию диаспоры.
— В этом вопросе, впрочем, не всё так просто. Среди молдавских мигрантов тоже много недовольных, к тому же люди за рубежом традиционно раскачиваются только ко второму туру, парламентские же выборы пройдут в один тур. В свою очередь, для оппозиции большой проблемой является апатия населения, многие не верят, что на выборах можно что-то изменить. У оппонентов властей есть 30 дней, чтобы переубедить этих людей, — говорит Кориненко.
Молдавский политолог Корнелиу Чуря считает, что в ходе избирательной кампании возможны сюрпризы. По его словам, кого-то из кандидатов ЦИК еще может отстранить, какие-то спойлерные объединения могут ярче себя проявить.

— Главный вопрос — получит ли кто-то больше 50%, чтобы сформировать монобольшинство. Я считаю, что ни PAS, ни блок левых сил этого не сделают. Соответственно, после выборов речь пойдет о создании коалиции. Пока кажется, что шансы на успех в этом вопросе больше у оппозиции, потому что объединения второго порядка вроде «Нашей партии» и «Альтернативы» тоже условно оппозиционны. В реальности команда Санду может их переманить, предложив хорошие условия, места в правительстве. Таким образом, всё будет зависеть от торга после выборов, — утверждает он.