65 лет назад сборная СССР по футболу одержала одну из главных побед в своей истории. Подопечные Гавриила Качалина в дополнительное время сломили сопротивление команды Югославии и выиграли первый в истории чемпионат Европы. Как советские футболисты пробились в финальную часть первого континентального первенства, почему не смогли сразиться с испанцами и как Лев Яшин чуть было не лишился своей легендарной кепки перед финалом — в материале RT.
Первый Евро в истории
Победа на чемпионате Европы 1960 года до сих пор остаётся одним из главных достижений в истории отечественного футбола. И это несмотря на то, что в советское время национальная команда регулярно входила в число главных претендентов на награды: ещё трижды она останавливалась в шаге от заветного трофея на первенствах континента, а на мундиале — 1966 добиралась до полуфинала, но в итоге стала лишь четвёртой, поочерёдно уступив ФРГ и Португалии. Да, можно ещё вспомнить о двух триумфах на Олимпийских играх, но этот турнир традиционно собирает далеко не всех сильнейших. Хотя то же самое можно частично сказать и о первом Евро в истории.
В те времена отношение к такого рода соревнованиям было совсем иным, подтверждением чему стал отказ от выступления на турнире сразу 13 стран, включая Англию, ФРГ, Италию, Нидерланды и Бельгию. Одни не стали участвовать в нём из-за якобы недостаточной престижности, другие посетовали на чрезмерную загруженность футболистов в клубах. Действительно, уже тогда она была довольно высокой. Например, английский чемпион «Бёрнли» провёл суммарно 59 матчей в сезоне-1959/60. Для сравнения, новоиспечённый лидер АПЛ «Ливерпуль» ограничился всего 56.
Так или иначе, турнир состоялся, а в общей сложности в нём приняли участие 17 команд. Первой вылетела Ирландия, уступившая Чехословакии в предварительном раунде, после чего оставшиеся принялись бороться за путёвки в финальную стадию. Тогда в неё квалифицировались всего четыре сборные, причём хозяйствовавшие французы не получали привилегий. Трёхцветным пришлось отбираться наравне со всеми, правда, оказать достойного сопротивления Жюсту Фонтену и компании никто не сумел. В 1/8 они разгромили греков по сумме двух встреч (8:2), а в 1/4 — австрийцев (9:4).
Дорога во Францию
Что касается подопечных Гавриила Качалина, то их путь на Евро-1960 получился куда короче, чем у противников, но более тернистым. Так, в первом раунде они разделались не с кем-нибудь, а с венграми. Пусть после революции 1956 года многие лидеры покинули стан двукратных финалистов ЧМ, но те по-прежнему оставались грозной силой.
«У них была очень сильная команда… При этом стоит отметить, что после политических событий 1956 года практически половина этой сборной во главе с Ференцем Пушкашом осталась в Испании. Мы были наслышаны о технических навыках венгерских футболистов, но видели всё это только в очных противостояниях… В нашей стране было принято никого никогда не бояться, и такое отношение переходило на большой футбол. Поэтому у тренеров сборной всегда был выбор из большого количества талантливых футболистов», — рассказывал впоследствии один из лидеров сборной Виктор Понедельник.
В итоге, сборная СССР уверенно победила, причём сделала это без помощи одной из главных легенд в истории советского спорта. Лев Яшин отсутствовал в составе, но подменявший его Владимир Беляев пропустил лишь однажды за 180 минут. Янош Гёрёч отличился в самой концовке первого матча — на переполненных «Лужниках», где тогда собралось около 102 тыс. человек. Правда, к этому моменту исход всего противостояния был практически предрешён. Ранее свои имена на табло зажгли Анатолий Ильин, Слава Метревели и Валентин Иванов, а в ответке окончательный счёт установил Юрий Войнов — 4:1. Кстати, состоялась она спустя год — в сентябре 1959-го.
Но если Венгрия к тому моменту уже была не так сильна, как в том же 1954-м, то Испания — была на подъёме. В европейском футболе бал правил «Реал»: шло его пятилетнее царствование в Кубке европейских чемпионов. А представители национальной команды входили в число главных претендентов на учреждённую за пару лет до этого награду — «Золотой мяч». Так, в 1959-м в топ-26 вошли сразу пятеро игроков «красной фурии», причём Франсиско Хенто стал восьмым, Луис Суарес — четвёртым, а Альфредо Ди Стефано с огромным отрывом завоевал премию.
Болельщики ожидали бескомпромиссного противостояния, но в дело вмешалась политика. Ещё по окончании состоявшейся в декабре жеребьёвки стало ясно, что организовать матч между представляющими два противоборствующих лагеря сборными будет крайне сложно.
Впоследствии опасения подтвердились. Да, сторонам удалось утвердить даты встреч: 29 мая оппоненты должны были сразиться в Москве, 9 июня — в Мадриде, но с каждым днём надежды увидеть дуэль таяли. Как полагают, ключевым стал визит наставника «фурии» Элленио Эрреры на товарищеский матч между сборными СССР и Польши. Тот завершился оглушительной победой «советов» со счётом 7:1, а в Испании настолько «затряслись», что собрали экстренное заседание даже не федерации футбола, а самого правительства страны.
На нём испанский диктатор Франсиско Франко якобы потребовал от Эрреры гарантий победы над «коммунистами», но ожидаемо их не получил. А несколько суток спустя стало ясно, что противостояние не состоится. За четыре дня до проведения московского матча в УЕФА поступила официальная бумага, в которой говорилось об отказе Испании играть с СССР на её территории. Руководители ассоциации пытались найти хоть какой-то консенсус, но все их попытки провалились. В частности, сами «советы» отказались встречаться с оппонентами на нейтральном поле, аргументируя это нарушением регламента турнира.
В итоге, УЕФА не оставалось ничего иного, кроме как засчитать Испании два технических поражения со счётом 3:0, а сборная СССР без борьбы пробилась в решающую стадию Евро-1960. После этого генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв посмеялся над Франко и назвал его действия «голом в собственные ворота», а на страницах еженедельника «Футбол» появилось открытое письмо отечественных спортсменов и тренеров к соперникам, где выражалось сожаление из-за несостоявшихся встреч. С годами их отношение к этому инциденту не изменилось.
«Встретиться с испанцами не только хотелось — мы мечтали об этом, готовились к матчам с ними. Потому что настоящий футболист стремится обыграть не проходную, а сильную, именитую команду. Только так можно узнать себе цену, понять, чего ты стоишь на самом деле, и прибавить в мастерстве. Ибо оно растёт только через победы над сильным соперником. А мы тогда не боялись никого», — заявлял впоследствии нападающий Валентин Бубукин.
Исторический триумф
Чемпионат Европы проходил во Франции с 6 по 10 июля и начинался для сборной СССР матчем с Чехословакией. И кто знает, как бы всё повернулось, если бы в первом тайме Лев Яшин не совершил феноменальный сейв в эпизоде с выходом один на один Титуса Буберника. Вратарь своевременно выдвинулся из створа и остановил прорыв соперника, а после этого за дело взялись партнёры. За 24 минуты дубль оформил Валентин Иванов, а окончательный счёт установил Виктор Понедельник, которому было суждено стать одним из главных героев Евро. Оживить интригу мог Йозеф Войта, но не реализовал 11-метровый. Да, мяч угодил в штангу, но легенда «Динамо» угадал направление удара и мог выручить и в этом эпизоде.
«Мы играли в Марселе, и матч получился очень тяжелым. Но просто блестяще себя проявил Валентин Иванов! Думаю, что это была его самая яркая в карьере игра за сборную. В СССР Валентина Козьмича, конечно, любили, но могу сказать, что недооценивали. Эдик Стрельцов мог сверкнуть… и забить сумасшедший гол. А Валентин вёл за собой команду, был отличным партнёром. Человечище, тащивший десятки лет на своих плечах «Торпедо»… Но не думайте, что раз мы выиграли 3:0 у чехов, то всё было легко. Ничего подобного», — говорил Понедельник.
В финале советским футболистам предстояло сразиться с югославами, в фантастической «перестрелке» превзошедшими французов (5:4). Последние вели 4:2, но пропустили трижды с 75-й по 78-ю минуты и не смогли порадовать парижских болельщиков на домашнем Евро. Как стало известно потом, подопечные Качалина считали предпочтительным помериться силами именно с хозяевами первенства, но нет худа без добра.
«Югославы дали французам такую пощёчину, что теперь вся Франция молилась на нас, требуя отмщения», — рассказывал Бубукин в книге «Вечнозелёное поле жизни».
Однако не только уровнем оппонента было продиктовано желание советских игроков не пересекаться с югославами. Причиной тому были как напряжённые отношения между странами, так и частые встречи между ними. Пожалуй, самая обсуждаемая произошла во втором раунде олимпийского турнира 1952-го. Тогда отечественные спортсмены уступили, а по возвращении на родину команда была расформирована, а сами футболисты — лишены всех титулов и отправлены в ссылку. Четыре года спустя СССР взял убедительный реванш и завоевал золото Игр, но градус напряжения не снизился.
«Когда ты участвуешь в таком важном соревновании, ещё и сталкиваешься с принципиальным соперником в третий раз за короткий срок, невольно прокручиваешь в голове тот момент со сборной и Сталиным. Обстановка была нервозная. Тренер Гавриил Дмитриевич Качалин назвал состав в раздевалке, потом повернулся к доктору и сказал: «Хотите что-нибудь сказать?» Возможно, кто-то не был готов к игре. Доктор говорит: «Я знаю, кто забьёт решающий мяч». В раздевалке повисла тишина. Яшин встал и подошёл к нему с кулаком, а у Лёвы были огромные руки, и сказал: «Кто?» Он отвечает: «Виктор Понедельник». Яшин говорит: «Ну, смотри, доктор, если Виктор не забьёт, мы тебе устроим тёмную». Все стали смеяться, и это как-то сняло напряжение. Такое часто происходит в футбольных раздевалках», — признавался сам Понедельник.
Драматичный финал растянулся на все 120 минут, что в то время было по-настоящему тяжелейшим испытанием. Тогда коллективам было запрещено производить тактические замены — разрешалась лишь одна вынужденная (в случае травмы), из-за чего матч превратился в состязание на выносливость. Подопечные Качалина пропустили первыми — в самом конце первого тайма Милан Галич откликнулся на подачу Дражена Ерковича и открыл счёт, но сразу после перерыва Метревели восстановил паритет. Бубукин «шарахнул» издали, а голкипер отбил мяч прямо на оппонента. А на 113-й минуте победный гол забил не кто иной, как Понедельник — в точности по заветам доктора.
«В перерыве зализали раны и поняли, что абсолютно ничего не потеряно. В самом начале второго тайма Валя Бубукин как дал из своей пушки, Видинич, вратарь Югославии, отбил мяч, после чего Слава Метревели оказался первым на мяче. Тут же у соперников сдали нервы, они принялись кричать друг на друга, а минут через двадцать мы осознали, что всё — соперник сдал. Миладинович, который меня опекал и постоянно «отоваривал» по ногам, перестал поспевать за мной. Ну и во втором дополнительном тайме Миша Месхи по традиции выполнил ювелирный навес, и я на скорости, ворвавшись в штрафную, послал мяч в дальний угол», — проиллюстрировал Понедельник.
Принципиальность Яшина
По окончании встречи югославы не смогли сдержать слёз, так как лишились не только возможности стать первыми чемпионами Европы в истории, но и солидных премий от руководства страны. Судя по слухам, президент Иосип Броз Тито обещал им за победы земельные участки, дома, машины и выезд в Европу. Что касается советских футболистов, то кубок они получили на самом парижском «Парк де Пренс», а медали — в расположенном на Эйфелевой башне ресторане. И именно там произошла крайне интересная история.
«После торжественного ужина к нам подошёл легендарный президент мадридского «Реала» — Сантьяго Бернабеу. Подходил к тем, кто ему понравился и предлагал подписать контракт. Валентин Иванов ему сразу заявил: «Советские не продаются!». Тот на своём: «Соглашайся, $25 тысяч — хорошие деньги». А Валя гнёт свою линию: нет и всё тут. Так Бернабеу дошёл до Яшина. Даёт ему чистый чек. «Напиши любую сумму. Я подпишу». Наши рассмеялись и говорят: «Попроси столько, чтобы ему плохо стало». Яшин же ничего не написал, а просто сказал: «Не принято у нас, чтобы покупали или продавали футболистов. Видимо, ещё время не подошло», — рассказывал защитник «Динамо» Виктор Царёв, не принимавший участие в решающих встречах.
Однако Бернабеу на этом не успокоился и попросил Яшина подумать, что переход в «Реал» даст ему возможность играть вместе с Ференцем Пушкашем, Альфредо Ди Стефано и другими мировыми звёздами и завоевать множество трофеев. Но Лев Иванович был непреклонен.
«Да, я бы с удовольствием в таком составе поиграл. Но не сейчас». Мы продолжали смеяться, а испанец нас осадил: «Думаете, что я не подписал бы ту цифру, которую мне укажет Яшин? А я бы это сделал, не глядя. Потому что такой вратарь, подобно самой необыкновенной картине музея Прадо, бесценен. Вы же не знаете и не понимаете истинного значения Яшина», — добавил Царёв.
Кстати, после победы на Евро-1960 Яшин фактически повторил свою позицию, высказанную в тот вечер Бернабеу. В интервью France Football он сказал, что не согласился бы на переход в «Реал», даже если получил бы баснословное предложение.
«Я без колебаний отказался бы, так как не представляю себе жизни где-либо, кроме России. Я люблю путешествовать, но всегда испытываю огромную радость, когда возвращаюсь в лоно своей семьи, в круг друзей, в свою страну. Я жалею тех футболистов, которые из-за заработка вынуждены играть в иностранных клубах», — признавался Яшин.
Кстати, рассказал голкипер «Динамо» и об инциденте, произошедшем за несколько дней до противостояния с югославами. После полуфинала Яшин чуть было не лишился своей легендарной кепки — её чуть было не «увёл» один из болельщиков. В итоге, вернуть фартовый аксессуар удалось лишь благодаря самоотверженности одного из местных полицейских — тот пообещал найти его и сдержал слово, а в качестве благодарности получил от Льва Ивановича свитер.
«Все спортсмены по-своему суеверны, причём дело не в приметах. Я от этого недостатка не открещиваюсь. У меня есть свой талисман. Это моя кепка. Ни за что на свете я с ней не расстанусь. Вот уже пять лет, как я играю в ней. А её предшественница проработала десять лет, но теперь она ушла в почётную отставку. Я не рискую надевать её, так как она залатана. Но я беру её всегда с собой. В Марселе мои почитатели вырвали её у меня, и пришлось их умолять вернуть мне мой талисман», — заявлял Яшин France Football.
Что же произошло после победы на «Парк де Пренс»? На протяжении 12 лет сборная СССР не опускалась ниже четвёртого места на Евро, а дважды и вовсе добиралась до финала, но повторить свой успех не смогла. В 1964-м советские футболисты всё же получили возможность сразиться с испанцами и потерпели поражение — победу «красной фурии» принёс гол Марселино в концовке (1:2), а в 1972-м сборную разгромила набиравшая обороты ФРГ (0:3). За четыре года до этого подопечные Михаила Якушина имели возможность вновь помериться силами с югославами в решающем раунде, но уступили это право итальянцам. Сама встреча завершилась нулевой ничьей, а всё решил бросок монеты — в те времена действовали такие правила.
После этого наступит сложный период: сборная СССР три раза подряд не сможет квалифицироваться в финальную стадию первенства, но в 1988-м вновь остановится в шаге от трофея. По ходу турнира коллектив Валерия Лобановского возьмёт верх над Нидерландами, Англией и Италией, но в финале голландцы возьмут реванш благодаря голу Рууда Гуллита и суперудару Марко ван Бастена. А на следующий Евро приедет совсем другая команда.