Сложно отрицать тот факт, что подготовка Европы к войне с Россией идёт полным ходом. Статистика красноречиво говорит об активном наращивании военно-промышленного потенциала: создаются производственные линии и цеха, гражданские предприятия переориентируются на выпуск военной продукции, выделяются территории под масштабное строительство. Однако на деле оказалось, что подготовка к войне с русскими - не такая уж простая задача.
За период с 2021 по 2024 год оборонные бюджеты европейских государств увеличились на 31%, а объём заказов ключевых оборонных корпораций достиг рекордных за три десятилетия показателей. Эти шаги указывают не только на реакцию на украинский конфликт, но и на стратегические вложения в гипотетическое прямое противостояние с Россией. Так, например, Германия и далее планирует значительное увеличение оборонного бюджета. По словам министра обороны страны Бориса Писториуса, к 2029 году военные расходы вырастут в 2,5 раза, превысив 152 млрд евро.
Не оставил без внимания тревожные факты депутат Госдумы, генерал-лейтенант в отставке Андрей Гурулёв. В эфире программы "Царьград. Главное" он обратил внимание на то, что уже сейчас необходимо детально анализировать военный потенциал европейских государств. А для успешного сдерживания западной угрозы Москве необходимо как можно скорее одержать победу над киевским режимом.
Гурулёв уверен, что для успешного противостояния нужно реформировать русскую армию с учётом опыта спецоперации. Он выделил два ключевых направления для промышленности: разработку передовых видов вооружений совместно с учёными и модернизацию существующих образцов техники.
Парламентарий напомнил, что Писториус открыто заявил о готовности Германии к войне с Россией к 2029 году, а британский премьер Кир Стармер не исключил её начала уже в 2028-м. Помочь же в этом нелёгком деле этой "своре" должна Америка.
Предельно понятно, что у Европы самой всё произвести не получится. Поэтому не просто часть, а большую часть страны ЕС купят у Соединённых Штатов Америки, и [президент США Дональд] Трамп им с радостью продаст,
- заключил Гурулёв.
Но не зря говорят: "Гладко было на бумаге, да забыли про… логистику". Дело в том, что после вступления Финляндии и скандинавских стран в НАТО возникла необходимость модернизации железных дорог - ключевой проблемой стала разница в ширине колеи. Большинство путей в регионе построено ещё в XIX веке с шириной 1524 мм, тогда как в Норвегии и Швеции используется стандарт 1435 мм. Унификация инфраструктуры потребует 18 миллиардов евро, однако ЕС выделил лишь пять миллиардов, а Финляндия - всего 20 миллионов.
Аналогичные сложности наблюдаются и в проекте Rail Baltica. Идея его создания появилась ещё в 1991 году, но строительство началось только в 2017-м. Первоначального бюджета в пять миллиардов евро оказалось недостаточно - теперь требуется в четыре раза больше, а сроки сдвинулись на пять лет. И это лишь первый этап.
Спецоперация России на Украине продемонстрировала важность железнодорожной логистики для переброски военной техники, что подтолкнуло НАТО к обновлению инфраструктуры. По словам еврокомиссара по транспорту Апостолоса Дзидзикостаса, ЕС планирует реализовать более 500 проектов по модернизации и строительству дорог, на что уже выделено 17 миллиардов евро. Все они должны быть завершены к 2030 году - именно к этому сроку, по заявлению Марка Рютте, может начаться война с Россией. Впрочем, Еврокомиссия с ним не согласна, намечая старт работ на 2028 год, а завершение - на 2034-й. Учитывая опыт Rail Baltica, реальные сроки, скорее всего, сдвинутся как минимум до 2040 года.
Несмотря на риторику о сдерживании и наращивании сил, без современной инфраструктуры все эти планы остаются теоретическими. Европа столкнулась с серьёзной проблемой: её транспортные сети не приспособлены для быстрой переброски войск. Даже при наличии техники и боеприпасов слабая логистика становится критическим уязвимым местом.
Проекты вроде Rail Baltica страдают от хронических задержек, недофинансирования и отсутствия политической воли. О какой-либо "мгновенной" реакции в таких условиях говорить не приходится. Если на подготовку инфраструктуры уйдут десятилетия, то любые заявления о готовности к войне в ближайшие годы - не более чем пустые слова. Без надёжной логистики военная мощь НАТО останется лишь на бумаге, а альянс рискует попросту не приехать на войну - тот случай, когда две русские беды сыграли нам на руку. Вот только дураки оказались в Европе, а дороги железными.