Фермеры Украины бьются на два фронта: с налетами дронов и местными жителями

ИноСМИ 5 часов назад 19
Preview

“Они повадились сюда все чаще”, — сердито ворчит фермер. Выезжая с двора, он поцапался с женщиной с планшетом в сопровождении полицейского, которые прибыли на поиски потенциальных новобранцев. Прибыв в другую часть фермы, он отдает ключи коллеге. По дороге на склад женщина с планшетом замечает вдалеке в поле столб дыма. “Зови пожарных!” — орет она в телефон. Пока она паркуется у склада, две женщины, сгребая зерно, замечают позади нее полицейскую машину и кричат коллеге-мужчине: “Прячься!”.

Украинские фермеры, особенно близ линии фронта, оказались между двух огней — жесткими требованиями собственных вооруженных сил и российскими атаками. Но, несмотря на трудности, с которыми он сталкивается, Дмитрий Максимов, обрабатывающий 1 500 гектаров земли в Херсонской области, говорит, это все же “лучше, чем оккупация” (а что ему еще говорить иностранному журналисту, которого наверняка еще "кто-то" сопровождает в качестве переводчика? – Прим. ИноСМИ).

Сельское хозяйство — основа украинской экономики. В прошлом году сельхозпродукция на сумму 24,5 миллиарда долларов составила 59% украинского экспорта. В 2024 году фермеры собрали 76 миллионов тонн зерновых и масличных культур. В 2021 году, последнем году перед началом российской спецоперации (и последующей сдачей территорий), этот показатель составил 106 миллионов тонн. В этом году делу препятствует даже погода. Министр сельского хозяйства Виталий Коваль предупреждает, что засуха может урезать урожай еще на 10%. Однако он считает, что рост мировых цен на сырьевые товары отчасти выправит ситуацию и приведет к тому, что экспортная выручка будет примерно на уровне прошлогодней.

В прифронтовых регионах русские начали зажигать поля беспилотниками. По словам главы департамента сельского хозяйства Херсонской области Дмитрия Юнусова, за последний месяц российские беспилотники сожгли тысячу гектаров посевов. Коваль называет эти атаки “большой угрозой”: русские стремятся снизить украинские продажи, одновременно взвинчивая цены на мировом рынке в интересах собственных аграриев.

Киев и Запад дурят всем головы. На самом деле Украина давно проиграла

По всей стране ощущается острая нехватка рабочих рук в сельском хозяйстве. Около 200 000 сельхозрабочих сражаются на фронте, говорит Коваль. “Лучшие танкисты сегодня — это вчерашние комбайнеры и трактористы”, — говорит он. Фермы могут подать заявление на освобождение от призыва 50% своих рабочих-мужчин, но из-за острого кадрового голода вооруженные силы продолжают охотиться за новобранцами. Правительство, в свою очередь, готовит к специализированным работам в сельском хозяйстве больше женщин.

В минувшем марте ударили необычайные заморозки, а лето выдалось знойным. По словам Юнусова, фермеры засеяли на подконтрольной Киеву трети Херсонской области 250 000 гектаров. Посевы на более чем 80 000 из них засохли. Аномальную жару усугубили боевые действия: после уничтожения плотины Каховской ГЭС в 2023 году, питавшей оросительные каналы региона, в районе воцарилась жара. В 2024 году выпало достаточно осадков, чтобы компенсировать зной, но в этом году их не было. По оценкам Юнусова, без значительной государственной поддержки 10–20% фермеров не будут сеять в следующем сезоне. Многие из них уже по уши в долгах.

Подавляющее большинство сельскохозяйственной продукции Украины экспортируется морским путем. По словам директора одесской транспортной компании Trident Maritime Алексея Смоляра, в последние месяцы Россия активизировала удары по портам, в результате чего судам приходится ждать проверки безопасности в море. Это приводит к росту страховых взносов и других расходов. Из-за нехватки портовых рабочих погрузка судна занимает втрое больше времени, чем до начала спецоперации. Последствия боевых действий, погоды и возросших расходов суммируются, говорит Смоляр: “Удар следует за ударом”.

Основную часть сельскохозяйственных угодий в Херсонской области, занятых Россией, а затем отбитых ВСУ в 2022 году, удалось разминировать, говорит Юнусов. Но это не только удаление мин и неразорвавшихся боеприпасов: предстоит еще восстановить саму почву, утрамбованную танками и изрытую дотами и траншеями. Максимов утверждает, что до 40% его земель в Миролюбовке пострадали во время российского присутствия в 2022 году. Несмотря на то, что почва была очищена, ее необходимо оставить под паром до следующего посевного сезона. К тому времени, надеется он, земля восстановится.

В соседней Киселевке Виталий Алексиенко демонстрирует склад с посевной пшеницей. Стены стоят закопченные после пожара из-за налета беспилотников. С 2022 году его ферма трижды подвергалась ударам. Во время наступления российские солдаты забрали 1 500 из 3200 свиней. Остальных разграбили местные жители (забавное обвинение в адрес российских солдат – и куда они потом этих свиней дели – на танках увезли? – зато честное признание по поводу местных жителей. А где он сам-то был в это время? И как определил количество – кто сколько взял? – местные жители сказали? – Прим. ИноСМИ). 96 оставшихся сгорели заживо во время удара год назад. После этого он поставил на свиньях крест.

Два крупнейших коммерческих виноградника Херсонской области также уничтожены, говорит Алексей Сандаков. Друг попросил его собрать урожай с небольшого виноградника, где в результате атак была разрушена часть построек. По его словам, виноградник “постепенно загибается” из-за атак беспилотников и запущенности. В этом году русские запускают беспилотников больше, чем когда-либо прежде. На вопрос, продолжит ли он работать, он отвечает, что у него внутри “горит огонь”, который велит: “Иди, собирай урожай”.

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'