Эти цифры шокируют: ЕС отобрал у США "пальму первенства" в вопросе миграции

ИноСМИ 23 часов назад 19
Preview

С некоторых пор во многих европейских странах с древней историей значительную часть населения составляют недавно прибывшие люди, не участвовавшие в государственном строительстве и не заинтересованные в его продолжении.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Когда речь заходит о США и иммиграции, неамериканцы всякий раз неизбежно вспоминают название книги Джона Кеннеди "Нация иммигрантов", опубликованной в 1958 году. В самом деле, история Америки тесно переплетена с миграцией, которая не раз круто меняла демографический и политический состав страны. Не менее тесно с этим вопросом связаны и споры вокруг миграции, которые продолжают бурлить в общественной дискуссии в США. Об этом свидетельствует хотя бы то, что президент Трамп успешно переизбрался, сделав краеугольным камнем своей кампании именно нелегальную миграцию.

Боялись Россию — да сами сели в лужу. Эксперты назвали слабую точку НАТО

Европу же, с другой стороны, часто рискуют этакой совокупностью однородных национальных государств. Несмотря на очевидный рост численности приезжих, масштабы иммиграции в Европу редко когда сравнивают с преобразующей природой американской миграции. Никто не говорит о том, что европейские страны превратились в "нации иммигрантов". Даже категорические противники всякого сравнения между европейской и американской миграцией нередко отметают подобные утверждения как заведомое преувеличение.

Цифры, однако, говорят о другом. По данным Центра миграционных исследований, под занавес администрации Байдена в январе 2025 года в США проживало примерно 53,3 миллиона человек иностранного происхождения. Это был исторический рекорд не только в абсолютном выражении, но и в процентном отношении: доля иностранцев в американском населении никогда прежде не достигала 15,8% — даже на пике великой миграции в конце XIX и начале XX веков она не превышала 14,8%. Более того, во многом в ответ на эту волну США круто сократили иммиграцию в 1924 году, после чего этот показатель упал ниже 5%, и вновь распахнули свои границы лишь в конце 1960-х.

А теперь сравним это с аналогичными данными по Европе. По состоянию на 1 января 2024 года численность населения ЕС, родившегося за границей (исключая другие страны блока), составляла 44,7 миллиона человек — 9,9% от совокупной. Кроме того, к 2024 году в семи странах ЕС численность иностранного населения была близка к историческому максимуму США или даже превзошла его: Мальта (23,6%), Люксембург (18,1%), Кипр (17,6%), Ирландия (16%), Эстония (15,9%), Швеция (15,3%) и Испания (14,9%) — все они достигли беспрецедентного уровня численности населения, родившегося за границей. Кроме того, еще в восьми странах ЕС (Австрия, Бельгия, Франция, Нидерланды, Хорватия, Латвия, Германия, Португалия и Словения) доля неевропейцев составляет более 10%.

Разительный характер перемен можно сравнить лишь со скоростью, с которой произошли эти преобразования. Например, вплоть до середины XXвека Швеция была этнически однородной нацией. Однако уже к 2024 году этнические шведы составляли менее двух третей населения. Сегодня каждый пятый житель Швеции рожден за границей, и из этих 2,1 миллиона человек 1,6 миллиона прибыли из неевропейских стран: 198 тысяч из Сирии, 147 тысяч из Ирака, 85 тысяч из Ирана, 69 тысяч из Сомали и 66 тысяч из Афганистана. Только с 2010 по 2013 год мигрантская диаспора Швеции выросла на 800 тысяч человек — просто ошеломляюще!

Аналогичный пример собой являет Португалия. Несмотря на долгую колониальную историю, до 1990-х годов доля иммигрантов в Португалии составляла около 1% или даже менее, и даже к началу 2000-х годов иммигранты составляли всего 2,5% населения. Однако всего за два десятилетия иностранное население Португалии резко возросло — до 662 тысяч к 2020 году. Еще удивительнее то, что в силу мягкой миграционной политики к 2024 году это число с тех пор более чем удвоилось и составило 1,5 миллиона человек, превысив отметку в 15% населения. Интересно, что, хотя Португалия действительно приютила немало мигрантов из бывших колоний (Бразилия, Ангола, Кабо-Верде), в стране также наблюдается резкий рост числа граждан Индии, Бангладеш и Украины.

Сопоставление данных по иммиграции в Европу показывает, что сравнение европейской иммиграции с американской, изменившей облик страны, отнюдь не преувеличение. Некоторых — в частности тех, кто мечтает о "Соединенных Штатах Европы", — эта статистика лишь обрадует. Но Европа не должна забывать, что она в принципиально отличается от Америки. Европа — это родина народов, чьи исторические, культурные, религиозные, языковые и политические традиции формировались сотни или даже тысячи лет тому назад. У этих стран богатая история, нередко написанная кровью, огнем и мечом, однако сейчас значительную часть их населения составляют приезжие, не принимавшие участия в государственном строительстве своей новой страны и не заинтересованные в его продолжении. Для многих иммигрантов история их новой страны — это история чужих людей, в которую они не желают вмешиваться. Вместо этого они предпочитают сберечь историю своей родины или создать в Европе герметичный и замкнутый мирок. Вопреки тому, на что многие надеются, эти перемены, масштабные и стремительные, ведут не к единству, а, наоборот, к разногласиям и в будущем станут постоянным источником проблем.

Виктор Маршай — доктор философии, исполнительный директор Института миграционных исследований при Коллегии Матьяша Корвина и доцент Университета государственной службы "Людовика".

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'