Экономика России падает быстрее, чем ожидалось. Эльвира Набиуллина уже схватилась за стоп-кран. Но сработает ли? Перспективы в прямом эфире оценили Антон Табах и Павел Самиев.
Эксперты Райффайзенбанка сигнализируют о снижении отечественного ВВП на 0,3% за первый квартал текущего года. Похожую статистику публикуют и другие организации, занимающиеся аналитикой, в том числе "Т-инвестиции", Российская экономическая школа, агентство АКРА. Специалисты Bloomberg между тем и вовсе говорят о падении на 0,6-0,8%.
Это первое снижение ВВП в квартальном выражении за последние три года. Ключевым фактором замедления аналитики называют сокращение промышленного производства. По их мнению, эти тревожные тренды могут вынудить ЦБ перейти к политике снижения ставок уже в середине 2025-го. Перспективы в эфире программы "Царьград. Главное" оценили главный экономист рейтингового агентства "Эксперт РА" Антон Табах и генеральный директор аналитического агентства "БизнесДром" Павел Самиев.
Ослабим "смирительную рубашку" - и может начаться полноценный спадПервый из собеседников "Первого русского" подчеркнул, что экономика России падает быстрее, чем ожидалось. Он указал, что председатель Центробанка Эльвира Набиуллина уже схватилась за стоп-кран, готовая повернуть его, если ситуация продолжит усугубляться, но вопрос в том, сработает ли этот рычаг:
Замедление оказалось несколько быстрее, чем рассчитывали регулятор и большинство коллег. Не все. Были и адепты быстрого обвала. Но шанс удержать ситуацию и не допустить стагфляции или стагнации вполне сохраняется. В прессе или на биржах события происходят прямо в моменте, но всё-таки экономика довольно инертна. Однако признаки того, что при, так сказать, небольшом ослаблении смирительной рубашки может начаться полноценный спад, наблюдаются. Наверное, в Центральном банке сейчас видят происходящее и вычисляют, когда необходимо нажать на нужную кнопочку.
Экономист добавил, что сейчас и правда острее встаёт вопрос снижения ключевой ставки. Ход событий подсказывает, что пора переходить к смягчению денежно-кредитной политики, и мяч, таким образом, на стороне регулятора.
До заседания совета директоров ЦБ, которое запланировано на 6 июня, осталось меньше месяца. Я думаю, в этом ведомстве сейчас все в ожидании. В общем-то, риторика смягчена, но пока недостаточно. С другой стороны, обстоятельства могут потребовать резких движений,
- резюмировал Антон Табах.
Есть шанс получить и обвал, и инфляциюПавел Самиев между тем напомнил, что в прошлом году ЦБ и сам признавался: регулятор рассчитывал, что экономика будет быстрее и чётче реагировать на жёсткую денежно-кредитную политику, но этого не произошло.
Действительно, было неожиданно, что при такой высокой ставке экономика продолжала показывать достаточно высокие темпы роста - и экономическая активность была высокая, и кредитование не падало долго. То есть достаточно много было таких эффектов, которые и сам регулятор признавал неожиданными,
- указал собеседник Царьграда.
Нынешнее торможение между тем оказалось сильнее, что ожидал ЦБ, что тоже выглядит странным и не может не вызывать беспокойства. Победа над инфляцией тем временем по-прежнему под вопросом.
Статистика вышла, и мы можем констатировать торможение экономики в первом квартале. Уже были признаки, что инфляционное давление действительно снижается, о чём регулятор говорил и в феврале, и в марте. С одной стороны. С другой стороны, мы опять же понимаем, что прямой корреляции здесь нет. То есть на самом деле там достаточно сложные зависимости,
- пояснил Павел Самиев.
Он в связи с этим допустил возникновение ситуации, при которой факторы, подстёгивающие инфляцию, будут сохраняться и оказывать давление, а экономическая активность будет снижаться.
То есть возможно сохранение динамики роста инфляции при таком торможении экономики, в том числе и в производственном секторе. Всё может быть именно так. И вот что в такой ситуации будет делать регулятор, остаётся вопросом,
- подытожил эксперт.