Украинский вертолет возвращается с боевого задания. Он пролетает над березовой рощей и медленно садится, поднимая вокруг себя густое облако пыли.
"Гордимся!" Турки оценили видео, как Эрдоган хитро подловил Макрона. Француз угодил в западню
Открывается дверь, оттуда выходит молодая женщина-пилот, прикрыв накрашенными ресницами глаза от пыли и расстегивая тяжелую лётную куртку пальцами с тёмно-бордовым маникюром. Один из членов наземной бригады мигом бросается в ее сторону и предлагает помочь донести нелегкий груз от вертолета. "Давай я тебе помогу", — едва успевает сказать солдат, но пилот отмахивается от него. Язык ее тела красноречив — не произнеся ни слова, она как бы отвечает: если я способна управлять тяжелым вертолетом и посадить его, твоя помощь мне не нужна.
"Парни всегда хотят показать, что они герои, защищают тебя, — сказала позже в интервью летчица, старший лейтенант по имени Катерина. — Только я вот приехала сюда, чтобы не быть девчонкой. В какой-то момент наша армия тоже это поймет".
Украине, которая уже четвертый год находится в состоянии полномасштабного вооруженного конфликта с Россией, остро необходимо большее количество солдат на фронте. После многих лет сопротивления страна все-таки наращивает усилия по привлечению к военной службе большего числа женщин.
В рамках этих усилий военкоматы начали активные кампании по набору женщин и представили курсы обучения гендерному равенству для командиров. Согласно официальным данным Министерства обороны, с начала 2022 года число женщин в вооруженных силах Украины увеличилось на 20% минимум. Однако многие женщины говорят, что всё еще остается много препятствий для службы, а проявление сексизма в рядах украинской армии — обычная практика.
В рядах ВСУ служат около 70 000 женщин, из которых только 5 500 допускаются на линию соприкосновения. Вертолетчица Катерина — единственная девушка-пилот, участвующая в боевых вылетах. Вместе с ней на военной базе на востоке Украины служат несколько десятков мужчин. По причине безопасности Киев не разрешил NYT публиковать фамилии офицеров, упомянутых в данной статье.
"Я бы хотела, чтобы летало больше женщин", — сказала лейтенант Катерина и добавила, что была единственной девушкой среди 45 парней в военной летной школе, которую она окончила, чтобы попасть на фронт.
Она сказала, что в Харьковском национальном университете воздушных сил, ведущем военном авиационном вузе страны, на пилотов учатся очень мало женщин. Уже как минимум шесть девушек написали ей в соцсетях с просьбами о помощи, как можно поступить на службу. "Я стараюсь подбадривать их и говорю, что они справятся", — сказала Катерина. Упомянутый университет в ответ на запрос NYT заявил, что не уполномочен раскрывать, сколько женщин получают там образование.
Правительство Украины приняло закон, разрешающий женщинам служить в боевых частях, в 2018 году — через четыре года после того, как Россия впервые начала активные боевые действия на восточной Украине. Однако глубоко укоренившиеся стереотипы среди мужчин-командиров и рядовых украинских солдат по-прежнему трудно преодолеть. Женщины-военнослужащие, как правило, находятся на маргинальном положении и недостаточно задействованы в вооруженных силах, говорят лейтенант Катерина и поддерживающие ее активисты.
Как боевой летчик, она ежедневно общается с другими солдатами. Но, по ее словам, даже способности управлять вертолетом часто подвергают сомнению. "Так происходит в любой профессии, если ты женщина, — не только в армии", — рассуждает Катерина.
Летчица говорит, что вдохновилась небом, когда росла на военно-воздушной базе, где ее отец служил офицером. Когда ей было десять лет, ее прокатили на вертолете Ми-8, и она твердо решила, что хочет стать пилотом. "Это было так громко и так страшно, но я уже тогда почувствовала, что хочу летать на нем", — сказала она.
Когда в 16 лет она поступила в Харьковский национальный университет воздушных сил и оказалась там единственной девушкой, один из преподавателей спросил ее: "Что ты здесь делаешь? Это не для девочек. Ты не справишься". Однако чуть позже женщина-инструктор на вертолетных тренажерах вдохновила ее учиться и идти до конца. "Она сказала мне никого не слушать, а я подумала: если инструктор научилась летать, почему я не могу?" — вспоминает Катерина.
Пилот присоединилась к 18-й отдельной бригаде армейской авиации в 2023 году, но непосредственно к боевым заданиям ее допустили только через полтора года службы. Теперь лейтенант Катерина — второй пилот и штурман на Ми-8 — тяжелой, мощной машине советской эпохи с преимущественно ручным управлением. За неполный год она совершила на нем более 30 боевых вылетов. "В полете мне нравится всё", — признается она.
На прошлой неделе миссия началась в шесть утра. Лейтенант Катерина заплела светлые волосы в две тугие косы вдоль головы, заложила их за уши и опустила на плечи. "Чтобы волосы не мешались", — улыбается пилот. Подготовившись, она переоделась в мужскую военную форму, которую носит ежедневно, поскольку армия не предоставляет форму для женщин.
Она взяла планшетный компьютер, который нужен для навигации, и вышла наружу. Ее отряд, более дюжины мужчин, уже стоял там — все курили, пили кофе. Они обсудили маршрут полета трех вертолетов, который лейтенант Катерина подготовила заранее, а затем пошли к машине, спрятанной в лесу для защиты от российских ракетных атак.
Катерина надела шлем, удобно устроилась в кресле, правой рукой взялась за циклический рычаг управления, а левой — за рычаг тяги. Ее командир, 26-летний капитан по имени Андрей, нажал кнопку запуска. Катерина проверяет навигационные приборы. Через несколько секунд вертолет поднимается в воздух и улетает из поля зрения наблюдателей.
Боевые вертолеты Ми-8 вынуждены лететь на экстремально низкой высоте — от 10 до 12 метров над землей, изредка поднимаясь выше, чтобы обойти деревья и линии электропередач. Две машины летят впереди, третья прикрывает сзади. Ближе к передовой третья набирает высоту и служит ретрансляционной радиостанцией для двух ведущих: они выпускают залпы ракет по российским целям.
Ми-8, которым управляет Катерина, используется в качестве средства воздушной радиорелейной связи. Хотя он и остается дальше от ударных машин, его экипаж чаще подвергается серьезной опасности из-за большей высоты.
"Я никогда не нервничаю во время полета, — говорит лейтенант. — Все тяжелые мысли могут прийти до или после. Во время боевого вылета мой разум ясен". Она продолжает: "Во время заданий я лечу и смотрю на свою страну, на землю, думаю: какая красота. А потом, когда мы приближаемся к линии фронта, то видим, насколько всё разрушено, сожжено и разбомблено — деревни, города, дома и фабрики. Я думаю: как мы докатились до такого, в XXI веке?"
Лейтенант Катерина довела ударные вертолеты до указанной цели, а после пуска ракет резко развернула свой Ми-8 назад. Когда вертолеты зависли над лесной поляной, с нее вспорхнули встревоженные птицы, и три машины приземлились, благополучно выполнив еще одну миссию.
"Как только слышу по радио, что ракеты достигли цели, как сегодня, я осознаю, что работа сделана, — сказала она после возвращения. — Я думаю: "Уф, отлично, мы выполнили свою задачу"".
Катерина редко видится с семьей, но уже пообещала, что покатает младшую сестру на вертолете, как только это станет возможным. Они ни с кем не состоит в отношениях; друзей и близких приятелей в бригаде, где она служит, тоже нет. "Насильно мил не будешь. Если кого-то встречу, то, может быть, что-нибудь и получится", — рассуждает лейтенант как о дружбе, так и о возможных романтических связях.
После боевых вылетов она отдыхает, как все сослуживцы, — за просмотром фильмов. Отработав на задании, она надела удобные черные леггинсы, толстовку с капюшоном и села смотреть телевизор вместе с остальными солдатами военной части — единственная девушка в помещении.
Один из солдат поддразнивает ее: "Эй, Катя, давай сюда, ляг перед нами красиво — зря, что ли, трико обтягивающее надела!" Катя проигнорировала сальную шутку. Она научилась не обращать внимания на такие комментарии.
Лейтенанта военно-воздушных сил воодушевляет тот факт, что ее уважают другие пилоты-мужчины, а командиры теперь знают, что девушка тоже умеет летать. "Возможно, я разрушила этот стереотип", — говорит Катерина.