Протестующие в Сербии призвали страну к «всеобщей блокаде». Пока президент страны Александр Вучич уверяет сограждан, что власти контролируют ситуацию, всё больше известных сербов переходят на сторону студентов. Кому на руку демонстрации и к чему они могут привести — в материале «Известий».
На баррикады
На акции протеста, организованной в Сербии на прошлой неделе, студенты призвали местное население к «всеобщей блокаде Сербии из-за полицейской жестокости». Всю прошедшую неделю они круглосуточно возводили баррикады на главных магистралях в крупных сербских городах. Они использовали покрышки автомобилей, мусорные контейнеры, скамейки и металлические ограждения.

А стражи порядка в свою очередь разбирали баррикады, разгоняли и арестовывали активистов. К гражданскому неповиновению постепенно присоединяются и другие граждане, решая блокировать магистрали в своем районе, из-за этого полицейским сложнее с справиться с происходящим.
По данным сербских НКО, в последний день рабочей недели в стране было организовано 253 блокады, из них 103 — в Белграде.

На сторону демонстрантов постепенно переходят и некоторые местные знаменитости. Например, известный сербский теннисист Новак Джокович после победы в матче Уимблдонского турнира сделал жест сербских студентов, который они используют во время протестов, демонстрируя им тем самым свою поддержку.
Со словами поддержки обратился к общественности и наследный сербский принц Филипп Карагеоргиевич.

Президент Сербии Александр Вучич назвал блокады «террористической деятельностью», подчеркнув, что власти устали от «издевательств». Глава государства также помиловал своих сторонников, которых ранее обвинили в нанесении телесных повреждений студентам, протестовавшим в январе. Тогда занимавшему пост премьер-министра Милошу Вучевичу пришлось уйти в отставку.
Против Вучича
Большой митинг в Сербии прошел 28 июня. В нем, по данным МВД страны, приняли участие около 36 тыс. человек. Независимые наблюдатели насчитали 140 тыс. митингующих.
При этом самой масштабной акцией считается мартовский протест, власти тогда насчитали около 140 тыс. человек, а сами протестующие — около 300 тыс. человек.
После этого больших массовых выступлений не было, и сербский лидер объявил о «конце цветной революции» в стране.

Протесты в Сербии вспыхнули в ноябре прошлого года — после того, как в городе Нови-Сад обрушился 50-метровый козырек из бетона, металла и стекла. В результате погибли 16 человек, в том числе трое детей.
В течение восьми месяцев протестующие требуют ухода в отставку президента Александра Вучича.

На акции протеста 28 июня студенты выдвинули властям ультиматум до 21:00 того же дня — роспуск парламента и назначение досрочных парламентских выборов. Но глава государства еще за день до проведения митинга отверг любые ультиматумы, заявив, что «Сербия ультиматумов не признает» и полиция готова к «насилию на митинге».
За несколько дней до акции протеста несколько человек были арестованы за «призыв к насильственному свержению власти». Также сербские СМИ показывали запись прослушки заговорщиков, где те «обсуждали планы нападения на полицию и захват зданий правительства».

Учитывая, что ультиматум студентов выполнен не был, организаторы акции протеста объявили сербские власти нелегитимными, запустив в стране кампании всеобщего неповиновения.
После этого начались столкновения активистов с полицией. Спикер парламента, бывший премьер-министр Ана Брнабич обвинила студентов в «призыве к гражданской войне». А те в свою очередь обвинили власти в насилии и репрессиях.
Министр внутренних дел Ивица Дачич сообщил, что ранения получили 48 полицейских и 22 гражданских.
Что думают эксперты
Программный менеджер Российского совета по международным делам (РСМД) Милан Лазович в беседе с «Известиями» отметил, что протесты вносят дестабилизацию в общество и политический климат в стране.
— Они декларируются как акции, которые должны пойти на благо, на самом деле носят деструктивный характер. На мой взгляд, прямой угрозы власти сейчас нет. Но есть риски кризиса экономики из-за забастовок и блокад, — рассказал политолог.

По мнению эксперта, во многом у протестов внутренние причины.
— Но вместе с тем это похоже и на элементы внешнего вмешательства, их явно кто-то финансирует. Логично предположить, что это выгодно ЕС: во-первых, он имеет такие инструменты и возможности, выделяя средства на «продвижение демократии», — пояснил специалист.
Во-вторых, добавляет Лазович, Брюссель заинтересован в том, чтобы сделать Александра Вучича более покладистым партнером.
— Цель — убрать «половинчатость» его позиции по Украине, которая категорически не устраивает Брюссель. Протесты в данном случае — инструмент для достижения этой цели, — резюмировал аналитик.
Главный редактор проекта «Балканист» Олег Бондаренко в разговоре с «Известиями» отметил, что нынешние протесты довольно опасны.

— Они носят глубоко национальный характер и на самом деле вряд ли сильно полностью кем-то модерируются из-за рубежа, хотя таких охотников, конечно, хватает. В первую очередь это британцы, они пытаются подливать масла в огонь. Но утверждать, что целиком и полностью Лондон или Брюссель стоят за организацией протестов, было бы некорректным. Так утверждать нельзя, это неправда, — уверен специалист.

По его мнению, при худшем сценарии протесты могут привести к смене власти.
— На это они и направлены, вопрос в том, эта смена власти произойдет конституционным или неконституционным путем. Сейчас лето, и в Сербии традиционно низкий протестный потенциал. Скорее, это будет отложено на осень, но надо полагать, что эти протесты опасны для власти, которая действительно нуждается в том, чтобы договариваться со студентами, с интеллигенцией, со сферой образования. И без этих договоренностей, без этого движения навстречу друг другу я не думаю, что ситуация может быть как-то урегулирована, — подытожил аналитик.