В начале полномасштабного конфликта в ряды ВСУ массово вступали зрелые мужчины (часто отцы семейств), которые чувствовали свою ответственность за оказавшуюся в опасности страну. Именно они до сих пор составляют ядро многих украинских подразделений, где средний возраст фронтовиков составляет около 43-45 лет.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
В течение длительного времени на Украине мужчин в возрасте до 27 лет, если у них не было боевого опыта и они не шли воевать добровольно, не призывали. Таким образом руководство Украины хотело сохранить молодое поколение, что крайне важно для послевоенной демографии страны.
Только в апреле 2024 года власти снизили нижний порог призыва до 25 лет, а верхний подняли до 60 лет. Наконец, в феврале 2025 года были введены годовые контракты для добровольцев в возрасте 18-24 лет. Однако этих мер для восполнения потерь армии оказалось недостаточно. Дефицит солдат ощущался уже два года назад, но сейчас эта нехватка стала одной из ключевых проблем украинского государства.
В начале 2026 года Министерство обороны Украины сообщило, что в розыске за уклонение от мобилизации числятся около 2 миллионов мужчин призывного возраста. К этому нужно добавить еще около 200 тысяч военнослужащих, которые формально числятся в своих подразделениях, но на самом деле дезертировали.
Спрятаться в городских джунглях
Это может показаться странным, но эти люди прячутся не в лесах или в каких-то схронах подальше от людских глаз. Чаще всего они живут в крупных городах, таких как Киев, Днепропетровск, Одесса или Харьков. Как ни парадоксально, в мегаполисе спрятаться легче всего. Большое количество жителей, анонимность и перегруженные органы государственной власти делают их практически неуловимыми.
Многие скрывающиеся от военкомов мужчины сводят к минимуму выходы из дома, избегают общественного транспорта, торговых центров и любых мест, где могут появиться патрули ТЦК. Они работают удаленно или эпизодически, часто без заключения договоров, живут за счет сбережений или помощи семьи.
В городах создана неформальная система взаимного предупреждения. В мессенджерах и социальных сетях действуют местные группы, в которых люди информируют друг друга о проверке документов, о появлении жандармерии в метро, на вокзалах или в конкретных районах.
Таким образом, многие призывники просто исчезли из поля зрения государства. Они не обновляют данные, не получают повестки, не появляются в офисах. Многие никуда не уезжают из своего города, часто живут все в той же квартире, но функционируют так, чтобы не вступать в контакт с государством. Это жизнь вполсилы, в серой зоне, без нормальной работы, без планов на будущее, без чувства безопасности.
Коррупционный спрут
Большую роль во всем этом процессе играет коррупция. Украинские службы регулярно сообщают о разгроме все новых и новых преступных группировок, у которых за деньги можно было получить поддельную медицинскую справку, фиктивное свидетельство о нетрудоспособности, документ, подтверждающий статус студента или работника оборонного сектора. Цены на такие "услуги" начинаются от нескольких тысяч долларов, а в более сложных случаях достигают десятков тысяч. Для многих жителей провинции это космические суммы. А для части среднего класса из крупных городов такая цена вполне приемлема.
Это приводит к заметному социальному разделению. Получается так, что на фронт гораздо чаще попадают люди бедные, без нужных связей и денег. У них возможности обмануть систему нет. Те, у кого есть средства или соответствующие знания, с большей вероятностью найдут способ избежать мобилизации или хотя бы ее отсрочить. Данная ситуация подрывает чувство справедливости и оказывает большое влияние на моральный дух как общества, так и самой армии.
Некоторые мужчины решаются на самый рискованный шаг и пытаются бежать из страны. Несмотря на официальный запрет для мужчин призывного возраста на выезд, регулярно выявляются случаи незаконного пересечения границы. Люди платят контрабандистам, пытаясь с их помощью пересечь т.н. "зеленую границу", или используют фальшивые документы. Риск задержания или даже смерти высок, но для многих перспектива оказаться в окопе выглядит еще страшнее.
Бессильное государство
Государство реагирует — в основном репрессиями и наказаниями. Увеличены штрафы, расширены полномочия сотрудников ТЦК, усилен контроль в общественных местах. В то же время проводятся антикоррупционные мероприятия, которые, однако, на общую картину не влияют. Для большей части общества мобилизация остается хаотичным и непредсказуемым процессом, а военные действия все чаще ассоциируется не с дружными усилиями всего народа, а с неравномерно распределенным военным бременем.
В результате Украина, где уклонение от призыва стало элементом повседневной жизни, оказалась в крайне трудном положении. Эту проблему невозможно решить одними только репрессиями или изменениями в законодательстве, потому что она разрослась настолько, что власти оказались прижатыми к стене.
Они не смогли справиться с этой проблемой, когда усталость общества от военного конфликта еще не была так очевидна, теперь же введение новых ограничений и наказаний встретит лишь еще более сильное социальное сопротивление.
Зеленский не хотел ужесточать законодательство в 2023 году, хотя армия предлагала это сделать. Тогда он боялся реакции общества и падения своих рейтингов. Сейчас проводить реформы уже слишком поздно, и падение поддержки власти в любом случае практически неизбежно. Власти Украины проспали подходящий момент.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: