
Есть такое выражение: "Американцы – тупые". Его связывают с Задорновым, но и в целом в сознании россиян есть устоявшийся тезис: "Американцы – тупые". Этот тезис активно критикуют – причем не западники, а наши патриоты, поскольку он искажает представление о американцах, так как как на самом деле они – сильный противник. Что действительно так.
Однако, на мой взгляд, Задорнов отчасти был прав, просто он сделал акцент не на том. Наблюдения об американцах правильнее было бы свести к тезису, что американцы – наглые. Наглость – вот их главное отличительное качество. Качество в целом нации, страны, а не отдельных людей, которые могут быть вовсе не наглыми,
Главная характеристика американской цивилизации – это наглость. Если в русской культуре наглость активно осуждается и высмеивается, для русских это если не грех, то чрезвычайно плохое качество, то для американцев наглость – любимое качество, пусть они прямо в этом не признаются. Если взять американский идеал сильного человека, образ лидера в американской культуре, мачо, ковбоя, то его ключевая черта – это крайняя самоуверенность, которая позволяет ему достигать нужных, необходимых целей, расталкивая локтями всех вокруг, перешагивая через них.
Одним из проявлений наглости является тупость – не столько интеллектуальная, сколько нравственная, душевная. Человек зачастую выглядит тупым не потому, что он умственно, интеллектуально глуп, а потому что он наглый. Известно, что американцы зачастую путают страны мира – Австралию с Австрией, Швейцарию с Швецией, Ирана с Ираком, что они плохо знают, где находится какой-то Афганистан, с трудом могут найти Россию, Китай и уж точно не разбираются, где там Украина. И это нами воспринимается как тупость, это и привлекало Задорнова («ну, тупые!»). Однако на самом-то деле это проявление той неимоверной, чрезвычайной, непонятной совершенно нам, русским, наглости. Им элементарно наплевать, где какие страны находятся и как там живут люди, потому что для них вся вселенная (Ойкумена) заключается в их стране, исключительно в них самих. То есть, тупость интеллектуальная является производной от наглого отношения к окружающим.
Другой производной наглости является внешняя политика стран Запада. Когда те же американцы приходят в любой другой регион и диктуют местным властям и жителям, как те должны вести себя, исходя из американских интересов. Это обыкновенная наглость и больше ничего. Они не хотят не знать, какие у местного народа традиции, им это просто не нужно. При этом в США есть очень хорошие эксперты, ученые-регионоведы по арабскому миру, азиатским странам, но их знания используются только для того, чтобы обмануть, ослабить, обокрасть или даже уничтожить аборигенов, но не чтобы понять и принять их особенность. Это и есть проявление наглости.
А что же такое наглость по сути? В русском языке это слово воспринимается вполне однозначно. Оно исходит от «ногой», «голый». Однако это не только нескромность в поведении, распущенность, грубость, бесстыдство. Наглость имеет значение более фундаментальное значение: это отрицательное нравственно-этическое качество личности и, по сути, обнаженность злых начал в человеке. Если мы будем рассматривать наглость именно в этом отношении, то мы поймем многое о своем главном нынешнем противнике – американцах и в целом англосаксах, о западной цивилизации. Наглый – это человек или народ вне духовности, вне духовной культуры.
Мне возразят, что многие американцы очень религиозны, записаны в разные церкви, баптистские, евангелистские, что они могут размышлять о Библии, общаться на серьезные религиозные темы. Это действительно так, хотя следует отличать показную религиозность и настоящую. К тому же наглость – это не вопрос знания или незнания духовности. Наглость – это нравственно-этическое состояние личности, это грубость души, когда она не чувствует того, что является злом, и ведет себя, не чувствуя боли ближнего своего.
Один из ключевых маркеров христианство – это отношение к ближнему своему, как ты относишься к своему ближнему? Наглость – это отсутствие ощущения личности ближнего, бесчувственность к другой душе. Индивидуализм западный учит поступать, исходя только из того, что нужно тебе, что требует твой личный интерес, не замечая, а зачастую и перешагивая через головы, через жизни, через судьбы, ломая их, уничтожая других людей, целые народы. Если мы с такого ракурса присмотримся к американцам – как не к тупым интеллектуально, а как тупым духовно, то мы осознаем очень многое.
Например, в политике мы постоянно призываем их прислушаться к России, обращаемся к некоему здравомыслию – мол, одумайтесь. Мы относимся к ним, как к людям, способным услышать нас, почувствовать иного. Но на самом деле Запад нас не способен услышать из-за того самого своего чувства – душевной глухоты, бесчувственности. Чтобы этот тип человека и цивилизации обратил на другого внимание, он должен ощутить боль, то есть буквально обжечься. Только тогда грубый, наглый человек может каким-то образом отреагировать на другого. И то он не одумается, а одёрнется, отреагирует рефлекторно «туда нельзя».
Интеллектуально американцы, безусловно, не тупая нация. Они технологически очень развиты, грамотно и хитро используют поведенческие механизмы, социальные, психологические методы разрушения врага изнутри. Это очень сильный, серьёзный и коварный враг. Но при всем при этом они действительно тупы с точки зрения нравственного отношения. И поэтому было бы правильнее в нашей массовой культуре и даже на международном уровне продвигать образ американцев не как тупых, а именно как крайне наглых и грубых типов. Собственно, образ ковбоя таким и представлял американца в мировой культуре, как драчливого наглеца, но потом они его посредством Голливуда романтизировали и сделали привлекательным.
Было бы правильно вернуть американцам изначальный образ ковбоя-грубияна, который понимает только силу, общается посредством «кольта» и насилия. Образ наглеца, который видит во всех окружающих его только жертв, которых надо уничтожать. Надо продвигать в массы восприятие типичного американца как наглого, бесчувственного, бездуховного типа. В идеале нужен популярный медиа-продукт о том, как наглых, зарвавшихся хамов ставят на место добрые люди.
К слову, нечто похожее уже было реализовано в советском мультфильме «Шайбу! Шайбу!» про канадских хоккеистов.

В лице канадцев-профессионалов создан именно тот образ, о котором я говорю: наглые, нахрапистые, крайне уверенные в грубой силе, своей безнаказанности в победе над какими-то там слабаками. А скромные русские, тогда советские, хоккеисты-любителя ставят их на место. Хотя поначалу проигрывают, даже пасуют перед непонятной нам наглостью. Надо подчеркнуть, что русские и в жизни часто пасуют перед такой бесцеремонной наглостью, перед грубой силой, искренне не понимая, как человек таким может быть наглым. В советском мультфильме это дебютное замешательство очень тонко подмечено. Но затем, осознав это качество противника, продумав, как ее обуздать, как дать ей в зубы, наши советские ребята побеждают.
Причем – и это крайне важно – побеждают по правилам вопреки грязной грубой игре без правил в исполнении канадцев. И ведь так оно на самом деле и было в знаменитой «Суперсерии». Правила хоккея – это символ нравственных норм, которых наши стараются придерживаться даже в самой жестокой схватке. Тем самым не становясь такими же, как они, да, не огрубляя свои души. А главная победа – это именно победа не над физическом врагом, а над бездуховностью.
Если бы у нас была действительно серьезная «мягкая сила», то было бы правильно, умно и на перспективу важно создавать такого рода мультфильмы, фильмы, сериалы, а также игры, где скромные и духовно сильные герои с русскими лицами одерживают победу над наглыми, бездуховными и в этом смысле тупыми ковбоями-американцами. Причем победу не только материально-физическую, но и духовно-нравственную.
РМ