Олег Обухов
Попытки привлечь азиатские инвестиции в амбициозный американский проект "Аляска СПГ" терпят неудачу.
Даже его увязка с тарифными сделками не изменила позицию ключевых игроков энергетического рынка – Японии и Южной Кореи.
Первоначальные сомнения уже переросли в открытый отказ. Аналитики сходятся во мнении, что– это не стратегически выверенная тактика, а политические "хотелки" Трампа, лишенные рыночной логики.
Тревожным сигналом стало отсутствие не только инвестиций, но и обещаний купить газ хотя бы на бумаге.
Великая стройка или долгострой века
Громкий проект – трубопровод на 800 миль, 60 миллиардов долларов затрат и хвастливые заявления о "доминировании США в Азии". Но за этим фасадом – полный вакуум реальных действий. Ни Токио, ни Сеул не горят желанием вкладываться в эту авантюру президента США Дональда Трампа. Он пытается спекулировать на геополитических нарративах, но рынок на это не ведется. Показательно, что за все время переговоров азиатские инвесторы не выделили ни доллара, а потенциальные покупатели даже не подписали меморандумов, отмечает Financial Times. Похоже, единственные, кто до сих пор верит в "аляскинское чудо", – это сам Трамп и его команда. Остальные предпочитают держаться в стороне – по крайне мере, сейчас.
По идее, проект "Аляска СПГ" (Alaska LNG) предполагает сокращение времени доставки газа из США в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, включая Японию и Южную Корею. Однако сравнение проводится лишь с условиями транспортировки из Мексиканского залива без учета альтернативных источников. В том числе, поэтому сомнения Токио и Сеула в целесообразности быстрых вложений в этот американский проект выглядит вполне обоснованным, говорит доцент Института экономики, математики и информационных технологий Президентской академии Тамара Сафонова.
"Кроме того, на фоне агрессивной таможенной и санкционной политики Вашингтона существуют высокие риски инвестирования в инфраструктурные проекты на территории США. Ведь политические лозунги и призывы к сотрудничеству не подкреплены экономическими расчетами конечных результатов беспрецедентного тарифного давления", – указывает эксперт.
Дорого и нескоро
Американских союзников от участия в проекте, несмотря на усиливающееся тарифное давление Вашингтона, удерживает целый комплекс факторов. Причины варьируются от политических соображений до чисто экономических расчетов. Формально инициатива Трампа выглядит как стратегическая: диверсификация поставок СПГ в Азию, снижение зависимости партнеров от энергоресурсов "недружественных" стран и создание новых рабочих мест в США. Однако на практике амбиции Белого дома не подкреплены здравым смыслом, отмечает основатель "Школы практического инвестирования" Федор Сидоров.
"Проект Alaska LNG оценивается в 44 миллиарда долларов, при этом его рентабельность вызывает вопросы даже у американских экспертов. Рынок СПГ в Азии уже насыщен, конкуренция жесточайшая, а логистика доставки газа с Аляски до Японии и Южной Кореи сложная и дорогостоящая. В отличие от тех же российских проектов в Арктике – поставки в Азию возможны и по Северному морскому пути, и через Китай. При этом производственные мощности уже созданы и масштабируются", – сравнивает частный инвестор.
При этом, к примеру, окупаемость инвестиций в проекте "Новатэка" – "Арктик СПГ-2" может быть достигнута в короткие сроки при организации устойчивых цепочек поставок. Правда он находится под санкциями США с ноября 2023 года на фоне стремления Вашингтона увеличить собственную долю на мировом рынке СПГ. Однако, несмотря на санкции со стороны коллективного Запада, Япония, к слову, сохранила доли в российских проектах по производству сжиженного природного газа, напоминает Сафонова.
"Так, в российском проекте "Сахалин-2" компаниям Mitsui и Mitsubishi принадлежит 12,5 и 10 процентов соответственно. 10 процентов в "Арктик СПГ-2" – доля консорциума Japan Arctic LNG: предусмотрены три линии общей мощностью 19,8 миллионов тонн в год. Строительство частично завершено. То есть, в распоряжении японцев уже есть мощности, которые можно использовать, когда США снимут ограничения. Собственно, таможенная политика США может сблизить позиции тех стран, которые еще недавно находились "по разные стороны баррикад", – допускает специалист.Дилемма: Аляска или Арктика
Тем не менее, вряд ли стоит ожидать яростного сопротивления со стороны Японии и Южной Кореи планам США. Скорее всего, Токио и Сеул будут закупать определенные объемы газа с "Аляски СПГ". И все же, в ближайшие годы об этом вряд ли может идти речь, считает руководитель управления аналитических исследований "АВИ Кэпитал" Дмитрий Александров.
"На это указывают параметры проекта: весьма высокие удельные суммы для строительства газопровода (даже с учетом удаленности и рельефа), общий объем инвестиций и спроса. В любом случае, для администрации Трампа главное – перенаправить торговые потоки в свою пользу. Будет ли это СПГ с Аляски или других контролируемых месторождений (даже вне континента) – не имеет принципиального значения. Это, кстати, открывает возможности для партнерства с США в сфере разведки, добычи и транспортировки для России", – рассуждает эксперт.
Вместе с тем, в проектах по разработке ресурсов Штаты все сильнее будут сопротивляться присутствию Китая. По мнению Александрова, именно по этой причине, Вашингтон и пытается удерживать контроль над путями и объемами сбыта энергоносителей.
"США будут противиться и самостоятельной торговле России. Поэтому введены санкции против "Арктик СПГ-2" и трех других проектов "Новатэка". Со временем ограничения могут распространиться на "Ямал-СПГ" и на российский флот газовозов. По той же причине блокируется партнерство российской компании в строительстве профильных судов, которое развивалось как раз с Южной Кореей – лидером в этой отрасли", – уточняет эксперт.
СПГ-авантюра
Как и в любом проекте, не обходится без рисков. Основные связаны с инфраструктурой, логистикой и отсутствием гарантийного сбыта. Если Россия, Катар и даже Австралия уже имеют устойчивые связи с азиатскими потребителями, то "Аляска СПГ" (Alaska LNG) только собирается выйти на рынок и пока не может предложить клиентам ни конкурентных цен, ни стабильных объемов подчеркивает, в свою очередь, Сидоров.
"Аналитики отмечают, что рентабельность проекта крайне чувствительна к биржевым котировкам нефти и сжиженного газа. При нынешних спотовых ценах, особенно на фоне падения в 2025 году, серьезные сомнения вызывает не только окупаемость строительства, но и запуска новой цепочки поставок. И это не учитывая внутреннего сопротивления проекту в самих Штатах, в частности из-за экологических соображений, что также может замедлить его реализацию", – допускает частный инвестор.
Пока Alaska LNG остается гигантским вопросительным знаком. Будет ли он построен? Возможно. Купят ли газ Япония и Южная Корея? На минимальных объемах – вероятно, но не факт. Главный нюанс не в этом. Сможет ли Вашингтон вообще когда-нибудь предложить Азии (и не только) не "политический СПГ", а реально выгодные условия? Пока ответ очевиден – и он не в пользу Белого дома.