Жаркая погода требует особого внимания к состоянию важных систем автомобиля, чтобы избежать поломок и не допустить аварийных ситуаций.
Большинство автопроизводителей рекомендуют использовать легковые автомобили при температурах не выше +45°С, но даже при +30–35°С машины начинают работать с заметными трудностями. Особенно это касается систем охлаждения, тормозов и кондиционера, напоминает журнал «За рулем».
Система охлаждения нового автомобиля справляется с высокой температурой, если нагрузка на двигатель невелика — например, при движении по трассе. Однако буксировка тяжелого прицепа или пробуксовка в песке сильно увеличивает риск перегрева. При изношенной системе охлаждения из-за загрязнений вероятность проблем возрастает, даже если на улице температура ниже. Для предотвращения перегрева важно регулярно промывать радиатор и менять охлаждающую жидкость, а уровень масла держать ближе к максимуму — масло тоже охлаждает мотор.
В жару возникают сложности и с топливной системой: старые автомобили часто теряют мощность из-за паровых пробок в бензонасосе, а в современных это явление встречается реже, но возможно. Кроме того, неисправная вентиляция бензобака может создавать опасные пары, которые при контакте с огнем грозят возгоранием.
Двигатель в жару склонен к детонации, особенно если заправиться топливом с низким октановым числом. Такая детонация может повредить мотор за минуты, поэтому при подозрениях на проблему автомобилистам рекомендуют снизить нагрузку и заправиться качественным бензином.
Тормозная система при жаре подвергается дополнительным нагрузкам: интенсивное торможение нагревает колодки, тормозную жидкость и диски. Перегрев колодок снижает эффективность торможения, а резкое охлаждение дисков рискованно из-за возможной деформации. Старая тормозная жидкость, близкая свойствам к воде, может закипеть.
Летние шины лучше справляются с жарой, в отличие от зимних или всесезонных, которые теряют сцепление и быстро изнашиваются на раскаленном асфальте. Это может привести к пробуксовкам и ухудшению управления, особенно без системы ABS.
Кондиционер — незаменимый помощник в жару, но он тоже может отказать. Если хладагент в системе заправлен с ошибками или в избытке, при высокой температуре возрастает давление, и автоматика отключает систему, фиксируя ошибку. Кроме того, сильный поток холодного воздуха при разогретом лобовом стекле может привести к трещинам.
Наконец, на машинах без интеллектуальной зарядки в жару может «выкипать» электролит аккумулятора из-за повышенного напряжения генератора. Это вредно не только для батареи, но и для соседних деталей, которые могут пострадать от кислоты.