Рейтинг президента рухнул, однако он может вскоре объявить выборы. И он вполне может одержать победу, считает украинский социолог, но лишь в том случае, если конфликт с Россией продолжится
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
До начала российской спецоперации политика моей страны вписывалась в простую формулу. Перед каждыми президентскими выборами общественность охватывал приступ восторженного оптимизма, который вскоре сменялся столь же глубоким разочарованием. Этот путь проделали почти все деятели, занимавшие высший пост: начинали с высокого уровня доверия, но скатывались к унизительно низкому рейтингу.
Похоже, что этим же путем идет и Владимир Зеленский. Он был избран в 2019 году с рейтингом доверия в 71%. Однако после почти трехлетнего пребывания у власти он рухнул до минус 15%.
Всего за несколько дней до того, как первые российские ракеты полетели на территорию Украины, более половины моих соотечественников заявили, что не доверяют Зеленскому. Казалось, президент уверенно шел к постыдному поражению.
Все изменилось, когда путинские танки пересекли границу в феврале 2022 года: Украина ощутила на себе классический эффект “единения вокруг флага”. Доверие к президенту подскочило до 90% — отчасти благодаря решительному отказу эвакуироваться из Киева и легендарной фразе “Мне нужны боеприпасы, а не такси”. Власти объявили военное положение, из-за чего выборы, изначально запланированные на 2024 год, были отложены на неопределенный срок.
Сегодня затянувшиеся боевые действия и последствия коррупционного скандала, потрясшего окружение президента и приведшего к отставке его ближайшего советника, неумолимо обрушили поддержку Зеленского. На прошлой неделе появились сообщения о том, что он вскоре может объявить президентские выборы ради американских гарантий безопасности (и это решение потребует от парламента поправок в конституцию, доколе сохраняется военное положение).
На Мюнхенской конференции по безопасности в эти выходные Зеленский подтвердил, что, если Вашингтон будет настаивать, его страна “проведет выборы”, но не ранее чем после двух месяцев перемирия.
Итак, каковы же перспективы президента на будущих выборах? На этот вопрос трудно ответить однозначно — не в последнюю очередь потому, что его электорат весьма туманен. Однако в последние несколько лет моя организация, Киевский международный институт социологии (КМИС) изучала, чтó украинские избиратели думают о президенте и его шансах на следующих выборах.
По состоянию на январь 2026 года женщины и лица в возрасте от 30 до 59 лет с наибольшей вероятностью поддержат Зеленского, чем других потенциальных кандидатов. Вместе с тем ему остро не хватает поддержки ключевых демографических групп — в частности, мужчины и пожилые избиратели предпочли бы ему бывшего главнокомандующего ВСУ Валерия Залужного, ныне посла Украины в Великобритании. Залужного часто называют самым вероятным соперником Зеленского, хотя он никогда не проявлял публичного интереса к высшей должности.
Зеленскому также не хватает поддержки самых юных избирателей (в возрасте до 29 лет), выпускников вузов и киевлян, которые также предпочитают Залужного. У Зеленского также более низкие показатели среди действующих военнослужащих.
Что касается взглядов, то электорат Зеленского, как правило, настроен более оптимистично (83%), чаще отвергает вывод войск с Донбасса ради гарантий безопасности (62%) и готов терпеть боевые действия столько, сколько потребуется (81%).
В сентябре 2025 года КМИС спросил украинцев, чего бы они хотели от Зеленского по окончании боевых действий. Лишь четверть опрошенных хотела бы, чтобы он остался на посту президента.
"Станем врагами". В США сделали резкий вывод о России после случившегося в Мюнхене
Это не значит, что за его отставку проголосуют завтра же, поскольку большинство украинцев по-прежнему убеждены, что Зеленский достойно справляется с конфликтом. Если выборы состоятся до официального заключения мира — как, по-видимому, предполагается на данном этапе — Зеленский наверняка сохранит свой пост, поскольку считается одним из немногих, чей имидж подобает военному лидеру. По окончании же боевых действий, если Украина получит надежные гарантии безопасности, угроза российского вторжения будет сведена к минимуму, а у страны появятся некоторые перспективы социально-экономического процветания, граждане захотят увидеть во главе государства кого-то другого: лидера мирного времени.
Кто же в таком случае сможет бросить вызов Зеленскому? Против действующего главы государства шансы на успех есть мало у кого. Два самых перспективных кандидата — это вышеупомянутый Залужный и Кирилл Буданов*, в прошлом начальник военной разведки, а ныне глава президентской администрации.
Не зная, кто именно будет баллотироваться, трудно предсказать результаты, и мы последовательно не публикуем опросов, пока продолжаются военные действия. Однако в ходе закрытого опроса, проведенного в прошлом месяце, мы выяснили, что Зеленский легко победит в первом же туре — при условии, что Залужный не будет выдвигать свою кандидатуру. Исход становится более туманным при участии бывшего главнокомандующего — тем более что многие украинцы считают его героем после успехов в начале конфликта.
Рейтинг доверия обоих составляет порядка 70%, хотя неясно, будет ли вообще кто-нибудь них из них выдвигаться в президенты. Поскольку Буданов* сейчас в команде Зеленского, едва ли он бросит главе государства прямой вызов. Другие — например, мэр Харькова Игорь Терехов или новый министр обороны Михаил Федоров — пользуются достаточной поддержкой, но слывут скорее грамотными управленцами, чем военными лидерами.
Формально у Залужного более высокая поддержка и рейтинг, но динамика избирательной кампании говорит о том, что ничего нельзя сказать наверняка. Если и они с Зеленским окажутся в избирательном бюллетене, то почти наверняка предстоит второй тур голосования, в котором, скорее всего, победит Залужный, однако ни один из кандидатов не может рассчитывать на гарантированную победу.
Во многом эти вопросы носят умозрительный характер, поскольку украинская модель наделяет парламент большей властью, чем президента. Выборы наверняка приведут к формированию коалиционного правительства — не в последнюю очередь из-за участия ряда новых политических партий помимо восьми, ныне представленных в парламенте. Около 42% населения считают, что все нынешние политики и чиновники настолько запятнали себя конфликтом и коррупцией, что ни один из них не должен оставаться у власти по заключении мира, — а это сулит большой разброс голосов.
Нет никаких сомнений, что команда Зеленского это осознает. Они не хотят выиграть президентские выборы сугубо ради того, чтобы сделать из него “хромую утку” при своевольном парламенте. В то же время ситуация настолько переменчива, что все может измениться на корню даже к моменту публикации этой колонки.
В чем мы можем быть уверены на все сто, так это в том, что исход выборов определит один решающий фактор: чем в итоге закончится конфликт. Этим и будет определяться каждое решение, в том числе о том, насколько целесообразно Зеленскому в них участвовать в принципе.
Антон Грушецкий — исполнительный директор Киевского международного института социологии
* внесен Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: