Вашингтон обвиняется в "принуждении и запугивании" после того, как запретил въезд пяти европейским гражданам, которые активно участвовали в разработке законов о цифровой безопасности.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Европейские лидеры, в том числе Эммануэль Макрон, обвинили Вашингтон в "принуждении и запугивании" после того, как Соединенные Штаты запретили въезд пяти европейским гражданам, которые активно участвовали в разработке законов, регулирующих деятельность американских технологических компаний.
Активы или война? Путин швырнул козыри на стол. Макрон немедленно дал задний ход, Италия дрогнула
Во вторник Штаты ввели визовые ограничения в отношении Тьерри Бретона — бывшего еврокомиссара и одного из авторов Закона о цифровых услугах (DSA). Также под ограничения попали четыре активиста, борющихся с дезинформацией: двое из них — граждане Германии, а другие двое — Великобритании.
Другими лицами, попавшими под ограничения, стали Имран Ахмед, британский исполнительный директор американского Центра по противодействию цифровой ненависти; Анна-Лена фон Ходенберг и Жозефина Баллон из немецкой некоммерческой организации HateAid; и Клэр Мелфорд, соучредитель Global Disinformation Index.
"Слишком долго идеологи в Европе возглавляли организованные усилия по принуждению американских платформ к наказанию американских взглядов, которым они противостоят. Администрация Трампа больше не будет терпеть эти вопиющие акты экстерриториальной цензуры", — написал в соцсети Х госсекретарь США Марко Рубио.
Представители Германии, Испании, Великобритании и ряд других официальных лиц Евросоюза присоединились к президенту Франции в осуждении этого шага, а Брюссель дал понять, что может "быстро и решительно отреагировать" на "необоснованные меры".
Вашингтон рассматривает DSA как форму цензуры, в то время как европейские лидеры заявляют, что эти правила необходимы для борьбы с разжиганием ненависти. Однако этот скандал может стать частью более масштабного культурного и политического конфликта между администрацией Дональда Трампа и Европой. Искусственный интеллект и цифровые технологии всегда были потенциальным источником вражды между Соединенными Штатами и Европой. Это связано с тем, что они играют все более значимую роль в установлении власти.
Макрон резко осудил визовые ограничения. "Эти меры представляют собой запугивание и принуждение, направленные на подрыв европейского цифрового суверенитета, — написал он в соцсети X. — Цифровые регламенты Евросоюза были приняты в результате демократического и суверенного процесса Европарламентом и Советом ЕС. Они применяются в Европе для обеспечения честной конкуренции между платформами, не затрагивая при этом третьи страны, и для обеспечения соблюдения в интернете правил, которые уже действуют в офлайне. Правила, регулирующие цифровое пространство Евросоюза, не должны устанавливаться за пределами Европы".
Позже он добавил, что поговорил с [Тьерри] Бретоном и поблагодарил его за работу. "Мы не сдадимся и будем защищать независимость Европы и свободу европейцев", — заявил Макрон.
Министр иностранных дел Франции Жан-Ноэль Барро, в свою очередь, заявил: "Народы Европы свободны и суверенны и не могут допустить, чтобы правила, регулирующие их цифровое пространство, навязывались им другими".
"Возобновилась ли маккратистская охота на ведьм? Напоминаю: 90% демократически избранного Европейского парламента и все 27 государств-членов [ЕС] единогласно проголосовали за DSA", — написал Бретон — бывший министр финансов Франции и европейский комиссар по вопросам внутреннего рынка с 2019 по 2024 год — в соцсети Х.
Он также напомнил "американским друзьям, что цензура находится не там, где они думают".
Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, в свою очередь, заявила: "Свобода слова — это основа нашей сильной и процветающей европейской демократии. Мы гордимся ею. Мы будем ее защищать".
"В случае необходимости мы оперативно и решительно отреагируем, чтобы защитить нашу регуляторную автономию от необоснованных мер", — подчеркнули в Брюсселе.
Британское правительство выразило свою "полную приверженность" защите свободы слова.
В 2022 году был принят закон ЕС, который требует от крупных цифровых платформ доказывать, что они принимают меры для борьбы с онлайн-рисками. К таким рискам относятся распространение незаконного контента, разжигание ненависти и использование дезинформации для манипулирования результатами выборов.
Социальную сеть X, принадлежащую Илону Маску, оштрафовали на 120 миллионов евро за целый ряд нарушений. В основном они касались прозрачности, включая обман пользователей относительно проверок подлинности и доступа исследователей.
Вашингтон заявил, что ЕС проводит "необоснованные" ограничения свободы выражения мнений, а экстерриториальные ограничения DSA направлены на ослабление американских технологических компаний и граждан США.
Бретон ушел с поста главы ЕС по вопросам внутреннего рынка, его сменил другой французский политик — Стефан Сежурне, исполнительный вице-президент Еврокомиссии. Сежурне поддержал своего предшественника, заявив: "Никакие санкции не заставят замолчать суверенитет европейских народов. Полная солидарность с ним и со всеми народами Европы, пострадавшими от этого".
Во вторник, комментируя введенные ограничения, заместитель госсекретаря США по вопросам публичной дипломатии Сара Роджерс назвала Бретона "главным автором" DSA.
Министерство юстиции Германии заявило, что два немецких активиста пользуются "поддержкой и солидарностью" правительства, и что визовые ограничения неприемлемы, добавив, что организация HateAid оказывает поддержку людям, пострадавшим от незаконной цифровой ненависти. Министр иностранных дел Германии Йоханн Вадефуль написал в соцсети X: "DSA был демократически принят ЕС для ЕС — оно не имеет абсолютно никакого экстерриториального действия".
Министерство иностранных дел Испании также осудило меры, принятые США, заявив: "Безопасное цифровое пространство, свободное от незаконного контента и дезинформации, является фундаментальной ценностью для демократии в Европе и ответственностью каждого. Те, кто называет это цензурой, искажают нашу конституционную систему. Правила, по которым мы хотим жить в цифровом пространстве в Германии и Европе, не определяются в Вашингтоне".
Депутат Европарламента от Христианско-демократического союза Деннис Радтке, в свою очередь, заявил: "В Европе многие поддерживают Трампа, утверждая, что это проявление свободы слова. Однако возникает вопрос: где именно свобода слова была нарушена? И почему не уделяется столько внимания защите свободы слова в отношении Китая и России? Здесь речь идет только о бизнесе и борьбе против верховенства права".
Французский депутат Европарламента от Прогрессивного альянса социалистов и демократов Рафаэль Глюксманн в своем обращении к Рубио заявил: "Европа слишком долго проявляла нерешительность в применении своих законов и отстаивании собственных интересов. Вы предпочитали заигрывать с тиранами и противостоять демократиям. Пришло время встать с колен. Преклоняйтесь сколько угодно перед Путиным, но теперь мы — свободный мир. Мы не колония Соединенных Штатов. Мы европейцы, мы должны защищать наши законы, наши принципы, наши интересы. Этот скандальные выпад в адрес Тьерри Бретона — дань уважения его борьбе за наш суверенитет. Мы будем продолжать бороться вместе. До конца".
Этот конфликт является последним проявлением напряженности в отношениях между Соединенными Штатами и Европой. В августе Вашингтон ввел санкции против члена Международного уголовного суда Николя Янна Гийу. Это произошло из-за решения МУС выдать ордера на арест израильских лидеров и предыдущего решения о расследовании деятельности американских чиновников.
Мишель Дюкло — бывший высокопоставленный французский дипломат и старший научный сотрудник по геополитике и дипломатии в аналитическом центре Institut Montaigne — выразил сожаление по поводу этого шага, сославшись на недавнюю поездку российского посланника Кирилла Дмитриева в Майами для переговоров по урегулированию конфликта на Украине. "Дмитриева чествовали в Майами, а Бретону отказали в американской визе: Европа становится для Вашингтона новой Россией. Это напоминает 1920-е годы, когда Америка отдавала предпочтение бывшему врагу [Германии] в ущерб своим бывшими союзниками. Но в этот раз все еще хуже", — заявил он.
Председатель союза журналистов Германии Мика Бойстер выразил солидарность с базирующейся в Берлине организацией HateAid. "Это откровенная цензура, с которой раньше мы сталкивались только в условиях автократических режимов", — сказал Бойстер.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: