Запад превращает Балтику в "море НАТО", где русские танкеры так просто не пройдут. Препятствия для пресечения экспорта нефти из России опробованы. И они могут стать уже постоянной практикой, допустил Игорь Юшков.
По данным агентства Bloomberg, в рамках 19-го пакета санкций Евросоюз может ввести новые ограничения против энергетического экспорта России.
Однако возникают вопросы, какие рычаги давления у Брюсселя в этой сфере вообще остаются.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета Игорь Юшков в эфире программы "Царьград. Главное" отметил, что придумать полностью новые механизмы санкционного давления уже практически невозможно:
Хотя и здесь остаются некие опции. Мы же видели, как они опробовали инструмент ареста танкеров с русской нефтью в Балтийском море. И вот этот план сделать Балтийское море таким морем НАТО никуда, мне кажется, тоже не делся.
Игорь Юшков. Фото: Царьград
"Европейцы единолично не рискнут это сделать"
Таким образом, Запад понемногу превращает Балтику в "море НАТО", где русские танкеры так просто не пройдут. По словам Юшкова, препятствия уже опробованы, и в Брюсселе могут попытаться использовать их как постоянную практику:
Они пробовали арестовывать танкеры. Они регулярно включают танкеры так называемого теневого флота в санкционные списки. А потом могут сказать: а вы видите, мол, есть критерии - у тех, кто попал в санкционные списки, страховка "неправильная", поэтому мы их не можем пропускать через датские проливы. То есть эти попытки заблокировать экспорт нашей нефти и нефтепродуктов через Балтийское море я бы здесь тоже не списывал со счетов.
Собеседник "Первого русского", однако, указал, что для Евросоюза предпринимать подобные шаги слишком рискованно без поддержки Вашингтона:
Тут очень важна синхронизация. Я думаю, что европейцы единолично не рискнут это сделать. Всё-таки это существенно повышает градус напряжённости в русско-европейских отношениях. Ведь не исключено, что Россия, предположим, направит на сопровождение танкеров военные корабли. Поэтому это, наверное, возможно только при полномасштабном одобрении и участии Соединённых Штатов.
По словам аналитика, сам Брюссель при этом сейчас находится в ситуации, когда новые меры в отношении России неизбежно негативно затрагивают и западный бизнес:
Что-то принципиально новое здесь придумать с минимальным ущербом для себя крайне сложно. И, кстати, западные компании и так попадают в санкционные списки. В предыдущие пакеты включались и китайские компании, и ближневосточные. Но именно на уровне бизнеса. Это, к примеру, может быть какая-то структура, которая зарегистрирована в Индии, в Объединённых Арабских Эмиратах либо даже в Китае и через которую идёт торговля с Россией.
Фото: IMAGO/David Inderlied/Globallookpress
Санкции - это всегда стимул
Ранее финансовый аналитик Олег Абелев указывал в разговоре с Царьградом, что Россия сегодня находится перед серьёзными вызовами, которые требуют пристального внимания:
Я бы очень хотел, чтобы санкции были нам на руку не отчасти, а целиком и полностью. Но есть вполне логичное, естественное ресурсное ограничение и технологическое ограничение. Если бы Россия была страной, у которой был бы максимальный доступ к ресурсам и технологиям, то я бы согласился с этим тезисом на 100 процентов. Но если говорить вообще о санкциях - не только в отношении России, но и других стран, к примеру Ирана, то да, это всегда стимул к развитию, к созданию чего-либо альтернативного. В любом случае вопросы и транзакций, и платежей, и торговли, и учёта прав и обязанностей по ценным бумагам, и так далее нужно решать.
Эксперт также выразил уверенность, что и история импортозамещения, к которой пока многие в нашей стране относятся скептически, рано или поздно всё равно принесёт свои плоды:
Другое дело, что, к сожалению, далеко не все блага можно моментально быстро импортозаместить. И не все блага, на которые вводятся санкции, обладают столь высокой добавленной стоимостью, чтобы можно было это реализовывать сразу на внутреннем российском рынке. То есть, наверное, по менее маржинальным благам адаптация пройдёт быстро, по более маржинальным - придётся потратить какой-то продолжительный срок.
Коллаж Царьграда
То есть, с одной стороны, действительно, санкции направлены на ужесточение правил торговли, на ослабление России. Но обратная сторона этой медали для наших противников - постоянная адаптация, выстраивание новых процессов.
Понятно, что те, против кого используют санкции, пытаются адаптироваться. Есть хороший пример с нашим теневым флотом, есть хороший пример с трансграничными платежами,
- резюмировал собеседник Царьграда.