Стремления переименовать улицы и снести памятники, напоминающие о России, разделили Одессу и ее жителей, самосознание которых связано с историей города.
Бронзовая статуя Исаака Бабеля изображает писателя в момент творческого вдохновения – его взгляд устремлен вдаль, пока он что-то записывает карандашом на бумаге. Этот памятник стоит в центре Одессы, родного города Бабеля на черноморском побережье Украины.
Памятник может быть вскоре демонтирован. Украинские власти видят в нем угрозу, которую следует устранить в связи с так называемым законом о деколонизации. Согласно этому закону для защиты украинской культуры "символы российской имперской политики" должны быть убраны. В число таких символов вошел и памятник Бабелю. Исаак Бабель служил в советской Красной армии и стал известным писателем в России в первой половине прошлого века.
Планируемый демонтаж вызвал резкий протест со стороны многих жителей Одессы. Они утверждают, что в своих знаменитых "Одесских рассказах" и других произведениях Бабель писал о еврейском наследии города и его суровом мире контрабандистов и творческих людей всех национальностей, прославив Одессу и показав ее многонациональный характер.
Выступая против конфликта с Россией, многие одесситы опасаются, что этот закон угрожает культурной идентичности города. "Нельзя убрать Бабеля, – считает редактор местного новостного издания и одесситка в шестом поколении 41-летняя Антонина Полетти. – Снести памятник – все равно что забрать душу города".
Одесса уже пережила много испытаний в ходе конфликта. Обстрелы беспилотниками и ракетами происходят каждую ночь. Теперь город разделила культурная борьба, и одним из камней преткновения стал памятник Бабелю. Поводом к его сносу послужил закон о деколонизации, который стал частью более широких усилий на Украине, направленных на разрыв связей с российским наследием и создание идентичности, свободной от влияния России.
На первый взгляд, этот культурный спор похож на те, что происходят в разных городах по всему миру. Политические оппоненты используют такие разногласия, чтобы набрать очки. Профессора университетов отвергают работы друг друга. Уличные активисты портят памятники. Местная элита апеллирует к международным культурным организациям.
Однако обе стороны утверждают, что исход культурного спора в Одессе имеет огромное значение. Одесса была основана во времена Российской империи, и в ней проживает преимущественно русскоязычное население. Исход борьбы будет определять самосознание украинцев после конфликта – будет ли политика страны сфокусирована на украинских корнях и лишена российского влияния или же будет включать в себя более широкое мультикультурное наследие.
"Одесса – это испытание для Украины, – считает одесский адвокат и сторонник закона о деколонизации Артем Карташов. – Это проверка того, как мы боремся с российским влиянием сейчас и как планируем бороться с ним в будущем".
Закон о деколонизации– это очередной шаг в десятилетних попытках Украины избавиться от наследия своих бывших правителей – сначала Российской империи, а затем Советского Союза. Согласно предыдущим законам, была запрещена советская символика, по всей стране были снесены памятники Ленину, а украинский язык стал обязательным в большинстве сфер общественной жизни.
Закон о деколонизации, принятый весной 2023 года, направлен против оставшихся символов культурного доминирования России. В большинстве мест этот процесс проходит без сопротивления местных жителей. Более 25 тысяч улиц и площадей были переименованы, а более тысячи памятников демонтированы.
Одной из главных мишеней закона стала фигура русского поэта XIXвека Александра Пушкина. Подвергавшийся цензуре и сосланный в царское время, Пушкин позже при Сталине был превращен в культурной символ для продвижения русской культуры в Советском Союзе, а его памятники были установлены по всей Украине. Россия возродила эту традицию в ходе нынешнего конфликта, установив памятник Пушкину на руинах освобожденного Мариуполя.
В Одессе многие жители воспринимают Пушкина не как символ российской пропаганды, а как свободолюбивого поэта, который провел год в изгнании в их городе, где начал работу над своим великим романом "Евгений Онегин". Его бюст, установленный на средства местных жителей в 1889 году, до сих пор можно увидеть на приморской набережной.
57-летняя учительница французского языка одесситка Ирина Радиан поддерживает идею сноса памятников русским военным деятелям. "Но какое отношение имеют к этому великие люди, писатели? – спрашивает она, стоя рядом с бюстом Пушкина. – Я думаю, нам нужен более осторожный подход".
На набережной есть и другие памятники, отражающие имперское и советское прошлое Одессы, в том числе грандиозная Потемкинская лестница, которая спускается к порту и насчитывает 192 гранитные ступени и 10 лестничных площадок. Когда-то она была символом имперских амбиций, а позже была увековечена как место коммунистического восстания в фильме Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин"".
"Хотим мы этого или нет, но большая часть истории нашего города связана с имперским и советским периодами, – говорит начальник управления культуры Одесского городского совета Иван Липтуга. – Невозможно стереть, забыть или переписать эти факты".
На Западе изумились новому технологическому решению российских военных
По его словам, городской совет выполнил свою часть работы в рамках закона о деколонизации, переименовав 230 улиц в честь советских генералов и российской императрицы Екатерины Великой, основавшей Одессу в 1794 году. "Это одна десятая часть улиц Одессы. Таксистам этого достаточно, чтобы заблудиться", – говорит с улыбкой Иван Липтуга.
Еще до принятия закона о деколонизации, в конце 2022 года, в городе была демонтирована статуя Екатерины. Теперь она лежит в металлическом ящике во дворе музея.
Однако администрация области, которая подчиняется администрации президента, сочла эти усилия недостаточными. Она переименовала еще 83 улицы и постановила убрать около 20 памятников, в том числе в честь русских писателей, таких как Бабель и Пушкин.
Во время моего недавнего визита в Одессу на стенах зданий на улице Пушкина были заметны следы снятых мемориальных досок. Улице вернули прежнее название – Итальянская, в честь итальянских торговцев, приехавших в город в XIX веке. Другие улицы были переименованы в честь украинских солдат, погибших во время конфликта.
Иван Липтуга считает "непонятным" избавление от имен, которые "символизируют литературное и культурное наследие Одессы".
Артем Карташов, который координировал исполнение закона областной администрацией, напомнил о так называемой "темной стороне" Бабеля, включая обвинения в том, что писатель работал в НКВД, и его восхваления в адрес советской коллективизации. По мнению Карташова, "он причинил очень много вреда Украине".
Специалист по Бабелю и профессор славянских языков и литератур Стэнфордского университета Григорий Фрейдин возразил, что писатель осуждал коллективизацию и что его причастность к НКВД остается недоказанной. Сталинские приспешники казнили Бабеля по сфабрикованному обвинению в 1940 году.
Тем не менее, по словам Артема Карташова, почитание в Одессе таких людей, как Бабель, отражает десятилетия усилий России по сохранению своего культурного влияния на Украине, отодвигая на задний план вклад других украинских художников и писателей. Он отметил, что в Одессе нет памятника в честь выдающейся украинской поэтессы Леси Украинки, которая посещала Одессу.
По мнению Карташова, "Россия всегда это прекрасно понимала. Она поставила в Одессе памятники, чтобы у людей сложилось впечатление, что русская Одесса – это правильно".
Противники закона о деколонизации обратились в агентство ООН по культуре ЮНЕСКО и заявили, что некоторые памятники, подлежащие демонтажу, находятся под его защитой. Ожидается, что ЮНЕСКО представит свое заключение по данному вопросу этим летом.
Сторонники деколонизации в Одессе видят в ней шанс окончательно избавить город от российского влияния. Антонина Полетти, которая говорит на русском языке и является редактором англоязычного журнала Odessa Journal, считает, что стирание всех следов русского наследия чревато отчуждением украинцев, которые с детства говорили на русском языке, прониклись русской культурой, но остались верны Украине после начала конфликта.
По ее словам, "украинское самосознание – это гражданское, а не этническое самосознание. Если навязать одну этническую модель, можно создать большой конфликт в обществе. Меня пугает такое будущее".