РИА Новости/Виктор Толочко
29 мая 1975 года советская промышленность породила карьерного гиганта, настоящего монстра на колесах. Рядом с ним любая машина кажется игрушечной. В этот день Белорусский автозавод запустил в серию самый большой грузовик в СССР – БелАЗ 7520. Но дело было даже не в величине. Самосвал имел грузоподъемность 110 тонн, что в четыре раза превышало возможности других грузовиков. Это был переворот в автомобильном производстве. Подробнее рассказали в программе "Момент в истории" на РЕН ТВ.
Зачем белорусскому гиганту две педали тормоза
БелАЗ позволил кардинально увеличить добычу полезных ископаемых по всему миру, снизил себестоимость, ускорил освоение новых месторождений. Он стал символом технического прогресса и промышленной мощи Советского Союза. Кто бы мог подумать, что управлять этой машиной размером с трехэтажный дом и весом с 48 африканских слонов очень просто. Коробки передач нет, зато есть три педали, две из которых тормоз.
К месту работы БелАЗ доставляют в разобранном виде. Части машины перевозят на трех железнодорожных платформах. После чего собирают, словно конструктор "Лего". На это уходит около недели. Отдельная история – колеса. Всего восемь штук, каждое высотой три метра, весит как три легковушки и выдерживает нагрузку сто тонн.
"Если такое колесо взорвется, а такое уже было, мало не покажется. Мощнейший хлопок, сильнейшая ударная волна, осколки резиновые, металлические, летящие в разные стороны. Если рядом окажутся люди, они непременно погибнут. Вот как это было в Иркутске в 2019 году", – говорит публицист Александр Листенгорт.

Впервые в СССР в конструкции самосвала использовали пневмогидравлическую подвеску, чтобы обеспечить плавность хода даже при полной загрузке. За движение БелАЗа отвечали электродвигатели, установленные в каждом колесе. Они получали энергию от генератора, который приводил в движение мощный дизельный мотор – схема модного сейчас "последовательного гибрида".
Как управлять гигантской машиной
Невероятно, но в управлении этот XXL-грузовичок очень прост. У него обычный руль, который можно крутить одним пальцем. Три педали: газ и два тормоза – электродинамический и гидравлический. Останавливать БелАЗ разрешено только электричеством. Гидравликой можно пользоваться только на низких скоростях до 5 километров в час, либо экстренно. Конкуренты БелАЗа, а их в мире всего три – японцы, американцы и немцы – даже красят эту педаль в ярко-красный цвет, чтобы раз и навсегда отбить желание ею пользоваться.
Заводится самосвал обычным ключом. Дальше на рычаге управления трансмиссией нужно нажать кнопку подключения привода, и все – вперед. Можно ехать. БелАЗ способен разогнаться до 64 километров в час, что немыслимо шустро для его габаритов.
"А теперь о грустном – расход топлива. Любопытно, что у БелАЗа его считают не километрами, а часами – 550 литров в час. У гиганта два бака по 2800 литров каждый. Он их полностью опустошает за 10 часов. То есть за одну смену. Простому автомобилисту такого количества дизеля хватило бы на пару лет. Одна заправка "монстра" обходится в 400 тысяч рублей, почти полмиллиона", – рассказал инженер Роман Молочников.

Стоит эта громадина как чугунный мост: больше 10 миллионов долларов. Отдельная статья расходов – колеса, каждое по 100 тысяч долларов. Поэтому часто карьерный самосвал продается без них.