«Я бы даже полумёртвый пешком дошёл до финиша»: Бабиков — о дебюте в марафоне, промашке с питанием и желании повторить

RT Russia 1 день назад 13
Preview

Биатлонист Антон Бабиков в прошедшие выходные удивил многих. На беговом марафоне «Белые ночи» в Санкт-Петербурге он занял 14-е место, отстав от победителя менее чем на 11 минут и остановившись в 51 секунде от нормы мастера спорта по лёгкой атлетике. Сам спортсмен в интервью RT признался, что собрал на второй половине «весь негатив», который мог, и пообещал в следующий раз преодолеть дистанцию значительно быстрее. Чемпион мира также рассказал, как собирается готовиться к зимнему сезону, и объяснил, почему не планирует тренироваться вместе с Александром Поварницыным.

— Как давно вам пришла в голову мысль начать бегать на официальных мероприятиях?

— Я всегда любил бегать, причём бегал хорошо, но просто никогда не выступал на соревнованиях, где есть сертифицированные трассы, где ты можешь понимать о своём результате и своём состоянии гораздо больше, чем на любительских стартах, где трасса, условно говоря, весьма приблизительно размечается рулеткой. Когда бежишь в компании не самых сильных бегунов-любителей, это результат, который ни о чём не говорит.

Здесь же на каждой из трёх дистанций (полумарафон, «десятка» и марафон) стартовали все российские лидеры, и мне лично, как профессиональному спортсмену, который следит за всеми беговыми событиями и имеет представление о рекордах мира на каждой из дистанций, было очень интересно сравнить себя с лучшими и понять, насколько велика, условно говоря, та пропасть, которая меня от них отделяет. Причём все три моих забега стали для меня первым подобным опытом.

— Простите за вопрос, но какая вам вообще разница, как велика эта пропасть, если бег не является вашей основной специализацией?

— Я всегда считал: если чем-либо занимаешься, ты должен стремиться только за лучшими. Я порой смотрю на повальное увлечение людей фотографией и недоумеваю: какой смысл сравнить свою карточку с карточкой соседа? Ты должен смотреть на работы Эндрю Маккарти, кого-то ещё из выдающихся фотографов, и думать, дотягиваешь ты до их видения мира, до их технической реализации, или нет. Так же и с бегом. Для меня нет смысла радоваться тому, что я бегаю быстрее, чем мои братья, или чем Саша Логинов, который в Питере тоже марафон бежал, кстати.

— Какая из трёх дистанций принесла вам больше положительных эмоций?

— «Ночной забег» на 10 км. К полумарафону я не был в достаточной степени готов. Это всё-таки было начало мая, я тренировался меньше месяца, плюс мы стартовали отдельно от элиты, в любительском кластере. В какой-то момент я возглавил гонку и бежал один, то есть получился достаточно одинокий забег, который вообще не позволял увидеть, насколько элитные спортсмены сильнее меня.

Марафон же оставил двоякие эмоции потому, что я много с чем не справился. Не очень понимал, как будет выглядеть забег, кто мои соперники, будет ли для меня какая-то «пачка», где я смогу работать вторым номером и бежать чуть более экономично. Самая большая промашка получилась с питанием. Элитные спортсмены питаются из бутылочек, они имеют право поставить свой спортивный напиток таким образом, чтобы на бегу подхватить эту бутылочку и спокойно пить из нее. Представляете себе картину: я бегу с ребятами, они подхватывают свои бутылочки, а я пытаюсь ухватить бумажный стаканчик с водой. Во-первых, это трудно сделать при таком темпе, не расплескав. Во-вторых, ты понимаешь, что соперники пьют «энергию», а у тебя простая вода, да ещё и в меньшем количестве.

Сказалось и то, что я бежал выше своего целевого темпа, рисковал. Хотя должен был понять: бежать в таком темпе без питания было как минимум неразумно.

— В какой-то момент вас просто накрыло?

— Накрывало постепенно. Я, честно говоря, надеялся, что сбавлю темп до своего целевого и удержу его. Но начался дождь, вторая половина дистанции, которая всегда даётся тяжелее, одинокий бег, поскольку к этому моменту образовались большие разрывы. Иначе говоря, собрал просто весь негатив, который только можно было себе представить. Из позитивного была только мысль о том, что нельзя сходить, нужно концентрироваться на чём угодно, но продолжать борьбу.

— Настолько были близки к тому, чтобы сойти?

— Нет, об этом я не думал. За меня болели жена и дочь, поэтому исключалась сама мысль, что могу не добежать. Я бы даже полумёртвый пешком дошёл до финиша. Хотя по факту так и получилось.

— До этого бегать марафоны вам приходилось?

— Бегал подобные дистанции на тренировках, в спокойном режиме.

— Чего в марафоне больше, когда сталкиваешься с ним впервые, ужаса или восторга?

— Больше восторга, если отвечать коротко. Для меня не был важен сам факт преодоления себя — с этим мы слишком хорошо знакомы, так скажем. Просто такие события очень импонируют в том плане, что каждый что-то находит для себя. В профессиональном спорте всегда есть чёткие понятия. Там не скажешь: ой, я сегодня финишировал 25-м, но мне очень понравилась атмосфера на трибунах. Здесь же всё гораздо шире. Кто-то заявляется на старт из-за бегового комьюнити, кто-то с компанией друзей, кто-то ради того, чтобы сделать селфи. Словом, вариантов найти то, что будет тебя мотивировать, множество. В том числе и для тех, кто бежит за секундами.

— Как долго вы тренировались, прежде чем выйти на старт в марафоне?

— Можно сказать, что я тренируюсь 24 года, почти 25. Просто в этом году летний биатлонный план работы мы с Дмитрием Шукаловичем полностью перестроили под бег. Это были два месяца очень напряжённой работы.

— Не знала, что ваш тренер специализируется и на этом тоже.

— Биатлон тем и хорош, что мы очень хорошо разбираемся в циклике. Любой циклический вид спорта, будь то велосипед, бег или гладкие лыжи, становится абсолютно понятен, если ты понимаешь физиологию и биомеханику. К тому же, бег всегда был значимой частью нашей подготовки.

— Намерены ли вы продолжать этот опыт?

— Не знаю, к счастью или к сожалению, но да. Я недоволен марафоном, недоволен своим временем, тем, как провёл этот забег. И, зная себя, не смогу остаться спокойным, понимая, что могу пробежать марафон значительно быстрее. Не знаю пока, где будет следующий старт, но обязательно попробую улучшить своё текущее время. К тому же, нынешнего результата достаточно, чтобы стартовать в элите. Для меня это один из самых важных факторов. Не придётся сидеть на воде, не придётся тащить с собой гели. В Питере я нёс пять гелей в карманах лосин. А это не совсем профессионально.

— Откуда в лосинах карманы?

— Это такие специальные лосины, тайтсы для бега, в которых предусмотрены боковые карманы. Этот вид экипировки разработан специально для трейлраннинга, для тех, кто бегает по горам и должен всегда что-то иметь в карманах. Бежать в шортиках было бы, безусловно, более комфортно, но мне приходилось думать не об удобстве, а о возможности разместить спортпит. Но это не большая проблема, на самом деле.

— Марафон — это платная история?

— Да, но купить слот — не самых больших денег стоит. Я покупал, как только открылась регистрация, заплатил порядка 3 тыс. рублей. В принципе, все беговые события, если заранее всё покупаешь, обходятся недорого. Вот поверьте, всё, что творилось в аэропорту Питера в последующие два дня, встало людям в такие деньги, рядом с которыми никакие слоты не стоят. Я уже был с семьёй в Москве, а Саша Логинов так и сидел в Пулково, хотя должен был улететь на сутки раньше меня. Наш рейс отменили, хотя на табло об этом вообще не было информации, билеты на «Сапсан» можно было взять только за 70 тыс., да и то не факт, поскольку найти три билета на один поезд оказалось вообще нереально. Я не жалуюсь, понимаю, что подобные ситуации на каждом шагу могут случиться. Беговой слот в сравнении с этим не такая уж большая проблема.

— Будете ли вы продолжать свою карьеру в биатлоне?

— Вот как раз прямо с утра после возвращения из Питера начал интересоваться местами на тренировочных базах. В ту же Уфу я всегда могу поехать, а вот в Сочи возможность поселиться по спортивному тарифу на «Лауре» бывает не всегда. Но по-любому уже переключусь на подготовку к биатлонному сезону.

— Тренироваться будете в одиночку или, как в прошлом сезоне, с Александром Логиновым и Александром Поварницыным?

— С Поварницыным уже не смогу: он очень усердно тренируется и сейчас уже на другом уровне, как биатлонист. Разве что в беге можем посоперничать, на роллерах, боюсь, мне будет невозможно за ним угнаться.

А вот пересечься на каких-то сборах с Логиновым я бы хотел. Первым делом, собственно, я ему написал, когда изучал возможность поехать в Сочи. Понимаю, что Саше сейчас не до этого после всех питерских транспортных катаклизмов, надо прийти в себя, дух перевести.

— Кстати, в ходе марафона Логинов не пытался за вами угнаться?

— У него не было такой задачи. Он с самого начала взял спокойный темп, разбежался и к финишу даже немножко прибавил в темпе. То есть у него получился нормальный тренировочный забег в тех рамках, которые он сам для себя поставил. Не экстремальный, как у меня.

— Прошлой зимой вы не были так уверены, что продолжите тренировки. Что заставило изменить точку зрения?

— Речь шла не о том, чтобы прямо взять и повесить лыжи на гвоздь. Просто в моём понимании профессиональная карьера — это все без исключения гонки сезона. Я так и бегал всегда, да и сейчас считаю, что это моя работа, которую я должен делать «от и до». А не пропускать какие-то неудобные старты, рассказывая всем, что готовлюсь к Олимпиаде. Просто быть в этом смысле максимально профессиональным мне уже, наверное, не так сильно хочется. В том плане, что сейчас у нас июль, а я ещё ни разу не брал в руки винтовку. Раньше и представить себе такого не мог, а сейчас думаю, что мне было бы тяжело выходить на тренировки начиная с мая, искать мотивацию.

— В этом плане ваша беговая эпопея выглядит отличной перебивкой.

— На самом деле — да. Как глоток свежего воздуха, возможность переключить голову, не снижая физической нагрузки. Выполнять эту работу в рамках биатлона, не имея возможности соревноваться на протяжении четырёх или пяти месяцев, я бы точно не смог, скорее, полностью растерял бы мотивацию уже к осени. Сейчас же настроен совершенно нормально. Да, возможно, я не буду так хорош по ходу сезона, как мог бы. Но у нас и без меня есть, кому быть сильными и стабильными. Пусть будут.

 

Читать в RT Russia
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'