Глава РВБ и основатель Wildberries, одной из крупнейших онлайн-платформ в России и странах СНГ, Татьяна Ким выступила на сессии "Развитие женского предпринимательства" в рамках Центральноазиатского международного экономического форума, проходящего в Душанбе.
Ким рассказала о возможностях, которые предлагает электронная коммерция женщинам-предпринимателям.
В настоящее время 58% продавцов Wildberries – женщины, при этом в Центральной Азии, где этот показатель составляет лишь 18–25%, он имеет существенные перспективы для роста. Цифровизация упрощает процессы торговли и дает женщинам широкие возможности начать свое дело, заявила Татьяна Ким. В настоящее время Wildberries обучает желающих необходимым навыкам с нуля и проводит бизнес-обучение, а также реализует в регионе ряд инициатив, направленных на поддержку женского предпринимательства.
По её мнению, для стран Центральной Азии вовлечение женщин в бизнес не только способствует развитию внутреннего рынка, но и приводит к повышению возможностей для раскрытия потенциала женщин, поддерживает положительный образ стран на глобальной арене и способствует укреплению международных связей.
По данным РВБ, в Казахстане доля женщин среди владельцев малого и среднего бизнеса выросла с 34% в 2018 году до примерно 43% в 2024, а в Узбекистане число женщин-предпринимательниц за четыре года увеличилось с 300 тыс. до 2,1 млн. Этому способствуют инициативы, которые реализует компания в регионе: так, в июне 2024 Wildberries подписал меморандум с Ассоциацией женщин и девочек Узбекистана по поддержке женского предпринимательства, а в 2025 году компания стала партнером инициативы Women in Tech Kyrgyzstan.
С развитием цифровых платформ порог входа в бизнес значительно снизился, теперь для открытия и ведения своего дела достаточно лишь смартфона. Цифровые платформы открывают новые возможности женщинам-предпринимателям, тем самым стимулируют их деловую активность и вовлечение в экономику. Сейчас на площадке 58% продавцов и 70% покупателей – это женщины, поэтому мы видим в них свою основную аудиторию и одновременно ключевой элемент собственного развития. Уверена, что женское предпринимательство может стать социальным лифтом для женщин и в целом усилить их экономическую роль в Центральной Азии. Это важный шаг в сторону гендерного баланса, финансовой независимости и новых горизонтов для развития женского предпринимательства в регионе,
– заявила Татьяна Ким.
Wildberries вышел на рынок Таджикистана в апреле 2025 года, став девятой страной присутствия онлайн-платформы. В настоящее время Wildberries работает на десяти рынках, включая Россию, Армению, Белоруссию, Грузию, Казахстан, Киргизию и Узбекистан, а также сотрудничает с продавцами из Китая и ОАЭ.