Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху планирует склонить ХАМАС к сделке до своей встречи с президентом США Дональдом Трампом 7 июля. На фоне этого ЦАХАЛ усилил удары по сектору Газа. В СМИ просочился проект соглашения, который согласовали израильские власти и передали представителям группировки. Документ предполагает освобождение израильских заложников, захваченных 7 октября 2023 года, в пять этапов, а также отвод израильских военных к пограничным районам. Подробности — в материале «Известий».
Белый дом хочет сделку
«Движение [ХАМАС] готово к перемирию и серьезно настроено в отношении достижения соглашения. ХАМАС готово принять любую инициативу, которая точно приведёт к окончательному прекращению боевых действий», — передает агентство АР слова представителя движения Тахера ан-Нуну.
Какое именно число заложников может освободить ХАМАС по условиям соглашения, не сообщается, в предыдущих предложениях предусматривалось освобождение около 10 человек. В то же время, по израильским данным, в Газе могут оставаться около 50 заложников.

Накануне американский лидер Дональд Трамп сообщил о том, что Израиль согласовал предложенные Вашингтоном условия, необходимые для прекращения огня в Газе, на 60 дней. Президент США призвал ХАМАС как можно скорее принять это предложение. В противном случае, по словам Трампа, ситуация будет только хуже.
В понедельник, 7 июля, премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху планирует принять в Белом доме Дональд Трамп. Этот визит главы правительства в Вашингтон станет уже третьим с момента возвращения республиканца в президентское кресло. До этого момента премьер намеревается склонить ХАМАС к заключению сделки.

Пять этапов
Израильские СМИ раскрыли детали последнего проекта соглашения, предполагающего, что 60-дневное прекращение огня в секторе Газа будет поделено на пять этапов, на каждом из которых Израиль сможет группами возвращать захваченных 7 октября 2023 года заложников и тела погибших.
Предполагается, что ХАМАС должно взять на себя обязательство не делать из передачи узников театрализованную церемонию, как это было на предыдущих этапах, когда боевики выводили изможденных людей на улицу, заставляя их «благодарить» ХАМАС, а гробы с телами погибших выставляли на сцену, украшенную уничижительными надписями.
Израиль в свою очередь обещает расширить объемы гуманитарной помощи гражданскому населению при участии ООН. В первый день после вступления в силу перемирия Израиль также должен начать вывод войск из северных районов сектора Газы. Во время второй фазы ЦАХАЛ должна начать сокращать свое присутствие на юге сектора.

В ходе пятого этапа Израиль и ХАМАС должны будут договориться об устойчивом мире. Считается, что самый большой сдвиг в нынешней позиции Израиля на переговорах — это согласие на полный отвод израильских военных частей к границе.
Дональд Трамп требует немедленного прекращения войны в Газе и освобождения заложников. За неделю до встречи Нетаньяху с американским лидером в Вашингтон летал израильский министр стратегического планирования Рон Дермер, чтобы подготовить почву для будущих переговоров Нетаньяху с Трампом.
На фоне этого Вашингтон одобрил новую сделку на $510 млн по поставке Израилю более 7 тыс. комплектов JDAM, преобразующих обычные авиабомбы в высокоточные.

Неделю назад американский лидер вмешался во внутреннюю политику Израиля, потребовав снять с Биньямина Нетаньяху обвинения по делу о коррупции. По его мнению, судебный процесс стал «охотой на ведьм».
Оппозиция в Израиле считает, что премьер-министр использует свои связи с американским лидером для того, чтобы избежать следствия.
В настоящее время израильские власти отказываются от мирного предложения ХАМАС, подразумевающего полное прекращение огня и вывод всех израильских военных из сектора Газа. Впрочем, очевидно, что Трамп попытается надавить на Израиль для того, чтобы добиться урегулирования на Ближнем Востоке и представить это в качестве своей победы.

Что думают эксперты
Востоковед, публицист, автор Telegram-канала «Восточные ворота» Андрей Онтиков в беседе с «Известиями» отметил, что перемирие вполне возможно, но его прочность обусловлена другими факторами.
— Оно стало бы логичным продолжением тех событий, которые мы видели, — войну Израиля и США против Ирана, это стало бы логичным следствием. Но в данный момент мы видим утечки информации о том, что в общем и целом ХАМАС достаточно благосклонно относится к идее такого перемирия, но, мне кажется, проблема в другом, не в перемирии. Мы уже наблюдали подобное в начале года, когда тоже было объявлено перемирие, шел обмен пленными и заложников на заключенных, и вроде всё было нормально, но потом у Нетаньяху начались внутренние проблемы и война возобновилась, — напоминает специалист.

Аналитик полагает, что перемирие должно подразумевать под собой переход в дальнейшем к миру и выходу на некие соглашения, которые бы гарантировали окончание войны.
— Насколько я понимаю, в текущей редакции это перемирие подобных вещей не гарантирует, но посмотрим: в любом случае ХАМАС, сектор Газа, палестинское население — все они остаются заложниками внутриполитической обстановки в Израиле, — считает Онтиков.

Научный сотрудник отдела Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН, кандидат политических наук Данила Крылов в разговоре с «Известиями» отметил, что у сторон есть определенные шансы договориться.
— В прошлом уже неоднократно эти договоренности достигались. Вопрос на самом деле в другом — готов ли Израиль исполнять их и на каких условиях они планируют эту сделку заключать. По факту заложники режиму Нетаньяху не нужны. Если бы они были необходимы, то конфликт развивался бы иначе. Их вроде как надо освобождать, но тратить на это военный ресурс, видимо, не очень хочется, да и, возможно, время упущено. В целом как-то для израильского режима это не очень интересная сделка. На мой взгляд, все эти разговоры про заложников — это не более чем политический пиар, направленный на собственное население, — рассказал эксперт.

Аналитик полагает, что скорее надо ставить другой вопрос: не сможет ли заключить сделку ЦАХАЛ с ХАМАС, а каковы истинные цели ЦАХАЛ и военного кабинета Нетаньяху.
— Мне кажется, здесь есть традиционно несколько вариантов. Вариант первый — это легитимация, интенсификация ударов и эскалация конфликта в более кровопролитную фазу, которая сейчас проходит под эгидой того, что там скоро будут переговоры, а потом могут вполне себе проходить под эгидой того, что ХАМАС не выполнил условия сделки, — считает арабист.