В России может появиться ценовая вилка на «борщевой набор» и социально значимые товары. Установить механизм, который зафиксирует диапазон цен, предложили Минпромторг РФ и торговые сети. На практике реализовать инициативу будет непросто, поскольку производители не могут продавать продукцию ниже затрат на производство, оптовые поставщики должны учитывать транспортные и логистические расходы, а ритейлеры — собственные издержки, предупреждают эксперты. Нужно ли задавать ценовой коридор — в материале «Известий».
Контролируемая вариативность
В России могут установить минимальные и максимальные цены на некоторые категории товаров. С такой инициативой выступили в Министерстве промышленности и торговли РФ.

«Минпромторг России и торговые сети сами выступили с инициативой установить вилку цен (минимальную и максимальную цены, по которым производители могут продавать выращенную ими продукцию) по ключевой для потребительского рынка сельскохозяйственной продукции», — приводит ТАСС слова пресс-службы ведомства.
В министерстве подчеркнули, что речь в первую очередь идет о продуктах «борщевого набора». Они также в больших количествах реализуются розницей.
Аналогичная ценовая политика может затронуть наиболее важные с точки зрения потребительской корзины продукты и социально значимые товары.

«Такие продукты подвержены существенным ценовым колебаниям в силу сезонного фактора, возможных неурожаев и так далее», — пояснили в Минпромторге.
Ожидается, что механизм позволит создать условия, при которых производители получат гарантированную рентабельность, что даст им возможность планировать свои вложения в дальнейшее выращивание урожая за счет долгосрочных контрактов. Это окажется выгодно и торговым сетям, поскольку они смогут понимать цены наперед при заключении таких контрактов.

Редакция «Известий» направила запросы в Минпромторг РФ и ФАС России. На момент выхода публикации ответы не поступили.
Не борщом единым
Так называемый борщевой набор эксперты используют в качестве экономического показателя, но это не строго определенный параметр, указывает независимый эксперт FMCG-рынка Александр Анфиногенов. Чаще всего речь идет о картофеле, капусте, моркови, репчатом луке, свекле.
По состоянию на 7 июля 2025 года стоимость «борщевого набора», по данным Росстата, составила 437,11 рубля. Из них за картофель в среднем придется отдать 103,41 рубля, за капусту — 71,89 рубля, за морковь — 103,52 рубля. Репчатый лук и свекла обойдутся в 72,66 и 85,63 рубля соответственно.
Средняя маржинальность на категорию «овощи-фрукты», как декларируют торговые сети, сегодня составляет 20%, указывает Анфиногенов.

— В переводе на привычную всем наценку это 25%. То есть четверть стоимости «борщевого набора» мы платим сети. Для такого быстрооборачиваемого товара это непомерно большая сумма, — считает собеседник «Известий».
Ежегодное удорожание «борщевого набора» кажется эксперту странным, поскольку эти овощи, в отличие от экзотических фруктов, выращиваются в России.
— Количество потребителей известно, и вполне понятно, сколько нужно на год выращивать необходимой продукции с запасом, ведь излишки можно переработать в консервы, — подчеркивает Анфиногенов.
К социально значимым товарам также относятся говядина, свинина и баранина (кроме бескостного мяса). За эти виды продуктов, по подсчетам Росстата, придется отдать 524,61, 430,5 и 736,11 рубля за килограмм соответственно. Куры (кроме окороков) обойдутся в 322,77 рубля, а мороженая неразделанная рыба — в 348,49 рубля. Сливочное масло оценивается в 1391,16 рубля за килограмм. Литр подсолнечного масла стоит 179,54 рубля.

В список также входят питьевое молоко (131,83 рубля за литр), куриные яйца (74,56 рубля за десяток), сахар и соль (92,17 и 36,83 рубля за 1 кг соответственно), черный байховый чай (981,61 рубля за 1 кг), шлифованный рис (139,6 рубля за 1 кг), пшено (82,8 рубля за 1 кг), гречка-ядрица (83,11 рубля за 1 кг) и вермишель (80,18 рубля за 1 кг).
Пшеничная мука будет стоить 62,79 рубля за 1 кг. Цена же на некоторые виды хлеба и хлебобулочных изделий варьируется в пределах от 100,92 до 104,7 рубля за штуку соответственно.
Из фруктов в перечень включены яблоки. Их средняя стоимость составляет 250,19 рубля за килограмм.

В общей сложности такая продуктовая корзина обойдется россиянину в 4291,39 рубля.
Между тем в июне в торговых сетях снизились цены на 15 из 25 категорий социально значимых продуктов, подсчитали в Ассоциации компаний розничной торговли. В лидерах — белокочанная капуста (–13%), соль (–7,9%), свекла (–5,9%) и ржано-пшеничный хлеб (–5,2%). Наблюдается снижение цен и среди таких категорий, как вермишель, говядина, гречка, куриные яйца, рис, сахар, лук, молоко и картофель. Цены на подсолнечное и сливочное масло снизились в пределах 1%.
Средняя наценка торговых сетей на социально значимые продукты «первой цены» в июне составила 2,9%. При этом такие товары, как сахар-песок, морковь, подсолнечное масло и свекла, продавались по ценам ниже закупочных.
«В июне ритейлеры продолжили политику ответственного ценообразования, инвестируя собственные средства в снижение цен», — прокомментировал подобную динамику председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов.
Теория и практика
За снижение необоснованного роста цен на социально значимые товары отвечает Федеральная антимонопольная служба, напоминает кандидат экономических наук, доцент РАНХиГС при президенте РФ Анна Цветкова.
— В настоящий момент, чтобы ограничить цену на социально значимый продукт питания, нужно одновременное выполнение двух условий. Отпускные цены на продукты должны вырасти на 10% или больше (при этом исключается сезонный фактор) и подорожание на указанный процент происходит в течение 60 календарных дней подряд. Новая инициатива выглядит разумным решением, позволяющим заключать более длительные контракты и одновременно учитывать возможные колебания цен на рынке с учетом внешних условий, — убеждена она.

На цены существенно влияют многие факторы, подчеркивает собеседница «Известий». Среди них она выделяет природные условия.
— Если в настоящий момент механизмом ограничения были предельные цены, то с новой инициативой появится более свободный диапазон для маневров при рыночном ценообразовании, — считает экономист.
Как будет работать механизм, пока неясно, поскольку силу закона он еще не получил, отмечает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. Известно лишь об инициативе Минпромторга и торговых сетей. Но нет понимания, насколько она позволит сельхозпроизводителям иметь гарантированную рентабельность и планировать свои вложения в выращивание урожая, а без деталей ее эффективность предсказать сложно, считает Александр Анфиногенов.

— Возможно, что механизм сможет отрегулировать цены на эти социально значимые продукты, но нужно начинать с поддержки государством фермеров, чтобы продукции было больше, — убежден эксперт.
Инициатива о вводе ценовой вилки исходит из совпадения интересов правительства, обеспокоенного высокой инфляцией в стране, и ритейлеров, опасающихся ввода госрегулирования цен на социально значимые товары в случае дальнейшего роста стоимости, полагает Мильчакова.
— Предложенная вилка могла бы предоставить ритейлерам и оптовым поставщикам определенный выбор. Они смогут решать, по какой цене, оптимальной и для оптового продавца, и для ритейлера, и для покупателя, следует заключать контракт, — указывает собеседница «Известий».

Можно предположить, что исходя из предельных величин, установленных Минпромторгом, и будут формироваться цены при заключении долгосрочных контактов на поставки плодоовощной продукции в торговые сети, полагает доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета Михаил Хачатурян. Это, по его мнению, позволило бы упорядочить механизм ценообразования при осуществлении закупок плодоовощной продукции и сформировать долгосрочные отношения между производителями сельхозтоваров и торговыми сетями.
— Первым это позволит четко понимать горизонт планирования объемов загрузки своих хозяйств, а также определять свой потенциальных доход, а следовательно, и возможности по обслуживанию кредитов, закупки техники, удобрений и так далее, — перечисляет эксперт.
Ожидаемые сложности
Однако на практике реализовать такой механизм будет непросто, поскольку производители не могут продавать продукцию ниже затрат на производство, оптовые поставщики должны учитывать транспортные и логистические расходы, а ритейлеры — свои собственные издержки, в том числе, постоянно растущие арендную плату и расходы ЖКХ, обращает внимание Мильчакова.
Игроки рынка могут столкнуться со сложностями и издержками, предупреждает Александр Анфиногенов.
— Уверен, что понадобится политическая воля государственных органов для детального изучения проблемы и контроля за сквозным ценообразованием — от поля до полки, — подчеркивает эксперт.
Основные трудности могут быть связаны с процессом выработки и согласования такого механизма, согласен Михаил Хачатурян. В условиях рыночной экономики, где цена определяется спросом и предложением, сложно определить на долгий срок фиксированный диапазон стоимости.

— На рынке в любом случае останутся компании, которые не будут работать в рамках этой вилки. При этом нельзя, чтобы часть рынка следовала рыночному ценообразованию, а другая часть — установленному диапазону цен, — указывает собеседник «Известий».
Рыночная цена в этом случае может оказаться выше или ниже установленного ценового коридора, что будет невыгодно поставщикам или торговым сетям, дополняет эксперт. Основной риск здесь — недопоставки и рост цен. Для того чтобы избежать проблем, необходимо, чтобы вилка базировалась на рыночной механике.

При этом продовольственная безопасность — стратегическая задача государства, напоминает Анфиногенов. На сегодняшний день, по его мнению, назрела необходимость грамотного управленческого подхода к ценообразованию на все категории продовольственных товаров. В первую очередь это касается системно значимой продукции.
В этом случае, как считает эксперт, необходимо создать единый государственный орган, который бы отвечал за честное ценообразование, не позволяя отдельным звеньям цепочки «производство — полка» рассчитывать на конъюнктурные сверхзаработки.

Сейчас рассматриваются разные механизмы снижения волатильности цен на сезонные товары, указывает председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов. В первую очередь это касается «борщевого набора».
— Один из них — формульное ценообразование, в основе которого лежит мониторинг рыночных цен и плавное изменение цены договора поставки вслед за рыночными ценами. Такой мониторинг уже проводится аналитическими агентствами в отношении ценовой динамики на оптовых биржах и используется некоторыми сетями в качестве индикатора, — рассказывает собеседник «Известий».
Еще одна инициатива как раз касается так называемых ценовых коридоров, дополняет он.
— Применимость и эффективность различных подходов обсуждается. Готовых, прозрачных и понятных решений пока нет. Поэтому говорить о том, что выбран тот или иной пусть, — преждевременно, — резюмирует Богданов.