Встретить судьбу и не отступиться: ведущий телеканала РБК Юрий Таманцев

ТСН24 4 часов назад 27
Preview

Очередной герой проекта "Тула в лицах" давно не живет в Туле и бывает здесь уже редко. Обычная история: туляки уезжают за реализацией, карьерой и успехом в столицу, а родной город остается лишь местом рождения в паспорте и автомобильных правах. Земляки одновременно в хорошем смысле и завидуют, и гордятся, не без удовольствия при случае напоминают: "Так он из Тулы". Бывает, конечно, что и возвращаются домой, даже завоевав Златоглавую, возвращаются. Дома все же – лучше. Ну а те, кто врос в аллеи столицы, и вырос до узнаваемости на всю страну, при случае не без удовольствия рассказывают о своей Туле в превосходной степени – этакая дань за провинциальное прошлое, которое привело к столичному настоящему.

Тула когда-то выпустила "в свет" Юрия Таманцева, и теперь земляки регулярно видят его в программе "ЧЭЗ" на телеканале РБК. Интервью практически не дает, но на предложение шеф-редактора Тульской службы новостей, радиоведущей Елены Черепановой обсудить современную журналистику в родном городе живо отозвался. Как-то так получилось, что главной темой в разговоре неожиданно стала сама жизнь и шансы, которые нам дает судьба. На каждый вопрос – история, а в ней ответ. Эти истории нам разрешено рассказать, что мы с удовольствием и делаем.

Он из Тулы

Знаю, что накануне интервью, казалось бы, известный телеведущий волновался. Ну, я – тем более. И разговор как-то не клеился. Таманцев в зажиме? Да ладно!

–…вообще-то мы так не договаривались, ты, по-моему, путаешь интервью с исповедью (Пауза. А я, между прочим, всего лишь про воспоминания о Туле спросила). До сих пор, когда прошлое вытаскивает сюда – встречаю столько знакомых лиц! Прости за штамп – до боли знакомых. Нет, я их не знаю, конечно. Мистика. Наверное, это и есть, то самое прошлое, которое сталкивается с тобой здесь на каждом шагу. Это мой город. Он меня знает как облупленного. И насквозь видит окнами, из которых я когда-то смотрел. Кому тут душой кривить, что б понравиться? Интервью не исповедь, но давай как есть. (Ага, вот и склеился разговор. Уверена, что будет интересно).

Я с заводской проходной…

Мало кто знает, что ныне известного телеведущего Юрия Таманцева, как в легендарном советском шлягере, "в люди вывела заводская проходная", куда он пришел мастером сразу после армии. Между прочим, покидал завод уже начальником одного из самых больших участков тульского оборонного предприятия.

– По первому образованию я технолог инструментального производства, потом финансово-экономический университет, но… это так, обычное дело. А вот квалификация у меня еще есть – токарь 4 разряда. Могу резать червяков и растачивать глубокие отверстия, многозаходно, все согласно ЕТКС. (Смеётся, а ЕТКС, кстати, это единый тарифно-квалификационный справочник).

История №1: "по ту сторону бумбокса"

Каких успехов бы достиг токарь 4 разряда мы никогда не узнаем, потому что однажды спокойная, размеренная, а, главное, понятная "как у всех жизнь" оборвалась.

– Наверное, это судьба! Как еще назвать. Понимаешь, если бы я тогда, у матушки в саду не находился, ничего бы дурного со мной бы и не случилось (смеётся). Я изображал опытного мичуринца и мучил всю деревню трансляцией эфира из бумбокса, работающего, естественно, на максималках.

В эфире местной радиостанции "Визави" Юрий услышал креативное объявление о приеме на работу. В ней не нуждался, но все равно заинтересовался.

– Приятный голос сообщил, что "радиостанция ищет ведущего, который бы создавал впечатление глубоко мыслящего человека, на самом деле, возможно, им не являющимся". Согласись, креативно, высший пилотаж, не запомнить невозможно, но главное и не забыть! (Соглашаюсь и с замиранием сердца слушаю дальше). И я пошел на кастинг с приятелем, интересно же. К нам на встречу вышел какой-то парень в черном. Смотря на нас немного свысока, видимо поток желающих был слишком большим, предложил выбрать две композиции и связать их каким-то монологом. Я что-то такое пролепетал, конечно… Когда услышал, мол, "мы с вами свяжемся", понял, что никто делать этого не будет.

Как человек, который ни один раз бывал на кастингах и слышал это обнадеживающее, но скорее вежливо-пустое "мы с вами свяжемся", понимаю, что в этот момент чувствуют покорители радиоэфиров. Но "токарь Таманцев снимал стружку с судьбы" и – и как сейчас модно говорить: "его жизнь уже не могла быть прежней".  

– Когда стоял в этой небольшой студии, слышал в наушниках и музыку, и свой голос… передо мной вдруг горизонт какой-то открылся. Я понял, что хочу быть там.

Слушаю и понимаю, наверно это, как любовь с первого взгляда. Столкнулся с ней на перекрестке и тут – либо не посмел и смотришь вслед, либо… Наш парень был в этой ситуации хорош, не отходя от кассы, он спросил: "А вам кто нужен?". Ответ был и прост, и сложен одновременно – "тот, кто заинтересует, зацепит ухо голосом, мыслью, а лучше и тем, и другим!".

– Я не спал пару ночей, меня переполняли эмоции. Я всё думал, что мне надо вернуться, попробовать еще раз. Размышлял, чтобы я сказал, если бы у меня была возможность повторить все заново. В итоге решил ехать без приглашения на радиостанцию и дать себе второй шанс.

Что за наглость? Возможно, подумаете вы… А мне кажется, что так выглядит фраза "твоя судьба в твоих руках".

– И вот я снова в этой студии, в наушниках… И что-то такое, наверное, нужное я сказал в микрофон, что послушать меня позвали солидного элегантного человека в галстуке. Он спросил, откуда я. Ответил честно, что "с заводской проходной". Мне опять обещали позвонить, но уже более уверенно. И позвонили. И я пришел, и начал работать. Так началась моя новая жизнь в эфире на радио "Визави".

Вот так в один миг меняются линии судьбы. Интересно, а что сказала мама успешного токаря 4 разряда?

– Мама в шоке была. Я же был человеком. Токарем. Начальником участка. Она мне говорила: "Юрка, что ж ты делаешь? Себе жизнь ломаешь!". Потом свое мнение поменяла, конечно.

Все это было в далеком 1997 году, на заре одной из первых тульских радиостанций. Так Юрий Таманцев оказался у самых ее истоков, "по ту сторону бумбокса". Судя по всему, воспоминания о радийном прошлом относятся к разряду чего-то щекотно-приятного, как из детства. А дальше началась взрослая жизнь.

История №2: на радиоволне в мир театра

В радийной сфере часто шутят: "плох тот диджей, кто не хочет стать программным директором". Добившись эфира, нельзя останавливаться, надо расти. Со временем радиоведущему Юрию Таманцеву доверили производство рекламных роликов. Вызов он принял, что, кстати, делают далеко не все диджеи.

–Так как созданием рекламы я никогда не занимался, то делал это так, как себе сам это представлял. В результате мы творили такую рекламу, которой не было нигде (те, кто помнят, творения эти были на высшем уровне). На озвучку мы периодически приглашали актеров. И вот однажды тогда тульский, а ныне столичный актер и режиссер Олег Николаевич Пышненко высказал бредовую идею о том, что мне нужно поступать в Щукинское училище. Мы, конечно, посмеялись, но "семечка размышлений упала и начала прорастать".

И что бы вы думали? В какой-то момент бывший токарь, действующий ведущий и успешный рекламщик Юрий Таманцев собрался и поехал поступать в театральный.

– Тогда со мной произошел ровно тот же самый случай. Я три дня проболтался там с так называемыми абитуриентами, в общем уже состоявшимися людьми за тридцать (на режиссуру других не брали) и людьми совершенно другого мира – мира театра, и опять это пришло – как ты говоришь? Как влюбиться? Наверно, да, понял, что не могу без этого всего уже.

Только вот к взаимности нужно было прийти через режиссерское прочтение – басня, проза, стихотворение. А что это, как…? Я тебе крамольную вещь скажу – никто не знает, что исполнить, чтобы удивить кого-то из семи профессоров – режиссеров с именами, а в центре сам Этуш!? Но я громко что-то читал. И, можно гордиться, сам Владимир Абрамович это оценил: "Э! Спасибо! Достаточно, да...", а я договорил про себя: мы с вами свяжемся, "товарищ Шурик" и… уехал".

Через год туляк вернулся и поступил. В Щуку поступил!

– Как, я не знаю. Всеми правдами и неправдами. (Мне уже очень нравится наш разговор!)

– В смысле, какими неправдами?

(Улыбается хитро и широко)

– Я же тебе говорил, не путай интервью с исповедью! Наглости нужно набраться и удивить. Я им статью Станиславского прочитал. Как нужно делать спектакли. Представляешь реакцию, их лица? Ну Станиславскому, кто скажет спасибо, достаточно?

Студент Таманцев Ю.Н. был единственным студентом в истории режиссерского отделения Щукинского училища, не имеющим никакого отношения к театру до поступления. Такого просто не могло быть! Да, товарищ Шурик (Юрик), а истории ваши в помощь тем, кто сейчас стоит на перекрестке судьбы. Получается, Авраам Линкольн был прав: желание – залог успеха! А вы, Юрий Николаевич, представляете, какие важные вещи сейчас транслируете?!

История №3: а у Юры острое "перо"

Если вы сейчас начали перебирать в памяти работы актера или режиссера Юрия Таманцева, то оставьте это. Следующий вираж по судьбе и новый шанс, на этот раз круто всерьез и на долго переформатировавший жизнь, наступили так быстро, что потирающие руки театр и кинематограф, Таманцева не дождались. Он сам не понял куда попал, но попал он по адресу.

– 2002 год. Тогда еще не было ни делового телеканала РБК, ни даже самой профессии деловой журналист. Они родились вместе. Об этом мало кто знает и не задумывается даже, наверное, но практически все, кто работает сейчас в российских СМИ в формате деловой журналистики начинали на РБК. После дефолта 1998 года, в начале нулевых идея делового телевидения витала в воздухе. Экономика росла не хуже китайской, из полукриминального в правовое поле оформился фондовый рынок. Появилась реальная прослойка осмысленного бизнеса, выросшего не на залоговых аукционах.

Тогда всерьез взять и сделать бизнес ТВ – этакий русский микс CNBC и Блумберга – это было на грани фантастики! Стоит ли говорить, что в Москве никто не верил в успех будущего РБК?

– Там был Вавилон какой-то. С таким же перенаселением помещений. День делился на три смены часа по три. А зарплату платили полную и по верхней планке рынка. Понимаешь, что мы и сами думали, что это все не на долго. Только бюджет освоить. Очевидно ж! А вот уже 23 года на минуточку. И как одна минута. (Это сейчас от души было, со сплином, что-то там болит видимо. Запомним).

–  Вчера на работе рядом со мной посадили ребенка на практику. Тоненькая такая веточка, 4 курс, глазищи блюдцами, пытается что-то напечатать по заданной теме. Спрашиваю, не поворачивая головы:

– Получается?

Блюдца разворачиваются в мою сторону и как дрожащий звон от них едва слышный:

– Не очень. Контекст собрала, но сюжетов никогда не писала. Не знаю, как, но я разберусь. Я справлюсь.

– Если оно очень надо, то, конечно, справитесь. Я когда-то вот так же сидел на вашем месте и с такой же задачей, только в моем случае было все совсем плачевно. Вы вот не знаете, что такое сюжет, а я не знал, что такое Интернет. Вот девушка удивилась (Смеется!). Я уж не стал ей рассказывать про мое первое задание – сделать обзор динамики цены виртуальной бочки, то есть стоимость барреля за определенный период, а из всего этого набора тарабарщины я знал только прямое значение слов бочка и цена.

– То есть вы без знания Интернета каким-то магическим образом сделали обзор динамики цены виртуальной бочки?

– Да! Я уверен, что всегда нужно доигрывать до конца, даже если результат очевидно без оптимизма. И сына так учу. Если чувствуешь, что тут твое место, что тут хочешь расти, быть среди этих людей – сделай это! Всеми правдами и даже неправдами! Крамола? Да. А дальше придется делом доказать, что ты действительно достоин. Нужно будет самому за неделю прийти к тому, чему люди годами учились, Это, кстати, сказано в прямом смысле! 

Помню, как через месяц после первого обзора коллеги на чиле неспешно раскладывали следующий день. А я гипнотизировал статью в "Эксперте". "У Юры острое перо, по нефтянке он сюжет сделает", – дошел до меня голос шефа, одного из мастодонтов от новостей.

Что? Это про меня было сейчас?! Это они обо мне так?

Я уже не видел букв. В мониторе отображалась чья-то расплывающаяся физиономия.

Невидимки с РБК

И все-таки, что не говорите, а судьба всегда дает нам шансы что-то изменить в жизни и даже шанс вернуться на тот маршрут, которым ты не решился идти когда-то. Но! Нужно быть готовым ко встрече с судьбой. И классики про это пишут, и коучи на марафонах рассказывают, а тут реальная история реального человека. И хочется с гордостью напомнить: "А он же из Тулы!".

– А что с "веточкой", справилась?

– С какой? А, практикантка, отличница? Нашел у себя в архиве древний биль как делать сюжеты. Когда мы начинали, его составила для "молодых" сама Анна Валентиновна Уварова, низкий ей поклон, Драгоценное руководство! Ну, мне же когда-то тоже кто-то помог разобраться в кнопках.     

Юрий Николаевич, уже захотелось так называть нашего героя, признается, что не часто, но приходилось видеть, как умирали и растворялись проекты, которым пророчили уверенное будущее. И как необъяснимо поднимались и взлетали те, у которых по многочисленным оценкам будущего нет. Он с трепетом говорит про людей, команду – осмысленно подобранную, исповедующую вместе с руководством патриотизм по отношению к общему делу.

– А еще мы делали все, что мы делали, потому что в нас никто не верил. Это особенно заряжает. Опять скажете пафос ни о чем. А вот у РБК получилось же! В Москве над нами смеялись. О, СМИ-невидимки приехали. Коллеги на пресс-конференциях встречали нас так. Да, мы работали, но результата никто, кроме нас, не видел. Мы выезжали на съемки, брали какие-то интервью, комментарии, синхроны записывали, но трансляция велась только внутри штаб-квартиры. Работали новостные бригады уже сформированные, выходили отраслевые программы, ведущие вели эфиры, но сами для себя. И нервы гудели телеграфной струной, как у Маяковского. В тот день 2.09.2003 по центральным улицам Москвы водили слона. Не в нашу честь, цирк Никулина зажег, но было очень символично. Это бы наш первый выпуск новостей.

Чувствуете, какое тепло? С какой душой. Позволю себе сравнить этот градус с воспоминаниями о нашем тульском "Визави". "Визави" тоже было крутое радио (это уже я горжусь). И в принципе похожие судьбы. Но РБК, конечно, бОльший масштаб, федеральный канал!

– Люди, знаешь, какие были люди. Мы учились друг у друга. Экономисты всерьез читали лекции по экономике. Трейдеры – основы фондового рынка. Журналисты делились реальными секретами профессии. Они есть, поверь. Мы принимали друг у друга экзамены.  Так "выкристаллизовывался" деловой журналист. А какая атмосфера была, мы как окно в мир прорубили. Новости подходили к плазме смотреть все. И ты замирал в ожидание – вот сейчас пойдет твой сюжет. И если за спиной взрывались аплодисменты, слушай, не надо Ник и нафик Тэфик (пауза, а я сейчас вообще расплачусь!)... это высшая награда, признание таких же как ты, молодых и матерых, твоих братьев по крови, телевизионщиков-журналистов... (Прямо даже захотелось аплодировать стоя).

За кадром журналист Юрий Таманцев работал не очень долго. В один прекрасный день Руководитель службы новостей Анна Владимировна Уварова предложила Юрию роль телеведущего. Совет директоров ответил однозначно: "телекиллер в эфире не нужен". Правда, через год в эфире РБК появился новый ведущий.

Свобода слова и главное правило журналистики (цепной пес режима или продажная шлюха?)

Исповедь до мурашек постепенно переходит в деловой разговор двух журналистов, которые не могут не порассуждать о свободе слова. Время сейчас такое.

– А что такое свобода слова? – спрашивает он у меня.

Отвечаю быстро, не раздумывая:

– Возможность журналиста выражать свою точку зрения.

– Ну, это не журналистика. В журналистике, вроде как, не может быть собственного мнения. И почему ты считаешь, что вправе именно свою точку зрения вкладывать в голову людей? Главное правило журналистики какое?

– Предоставлять как минимум два, а лучше три мнения! – наверное, даже покраснела, так как понимаю, что была не права.

В продолжении спора Таманцев нашел в своей биографии еще одну важную историю, которая заодно отвечает на вопросы тех людей, которые в Интернете одного и того же телеведущего называют одновременно и цепным псом режима, и шлюхой, продавшейся "врагам". Все оказалось гораздо профессиональнее, господа!

– Сочи, на носу. Тема тонкая, нервная тема. В паблике масса пессимизма, говорят о экологическом коллапсе и т д. Веду "Итоги". В эфире эксперт, как раз о негативном воздействии на уникальную зону, вода грязная, самшитовые рощи уже не будут прежними. (Уверенна, что все читатели помнят это). Я активно киваю головой, как это бывает у настоящих ведущих, ну и еще потому как знаю эту проблему. Отговорили. Сменили тему. Вижу боковым зрением, что эколога на выходе перехватывает сам Александр Михалыч. (А.М Любимов, помните телекомпанию ВИД, конечно) и что там какой-то напряг. Думаю, напишет после эфира. Нет. Значит утром позвонит. Нет. Так, ладно, сам иду.

– Заходи, какие проблемы?

– Вчера по Сочи со спикером что не так было?

– Так это не со спикером, с Вами.

– Не понял...

– Да нормально все, просто Вы к теме этой не подготовились, отпустили в словесное плавание эксперта.

– А что, о том, что в Сочи, будем как о покойнике или хорошо, или никак?

Тут Любимов как стакан воды мне в лицо выплеснул. (Именно в программе у Любимова случилась знаменитая ссора с водой Жириновского и Немцова)

— А Вы имеете основания для такой постановки вопроса? Я в принципе и вообще когда-нибудь вам ставил рамки, что нужно, что можно, что нельзя, говорить, выражать мнение и т.д.?

Молчу.

— Понимаете, вы, как и многие, забыли главный закон журналистики: в каждой истории должно быть, как минимум две стороны.

— У меня не было другого спикера, – злюсь на себя и хочется улететь. Хоть в этот Сочи. Только прям сейчас.

— А вы зачем там? Если к вам приходит либерал, вы должны задавать вопросы как консерватор, если ваш гость государственник, вы выражаете позицию оппозиционера. Только так горячо рождается дискуссия, только так интересно наблюдать (Это же гениально, думаю я). А по поводу Сочи, вот оценка ВШЭ: стройка олимпийских объектов дала мультипликативный эффект на сегодняшний день на 400 миллиардов рублей, загружены под завязку сотни предприятий в регионах. Как аргумент за – один из тех, что вы вчера не привели.

С тех пор я поменял тысячи лиц, наверно. И кем я только не был в сетях... и в личку накидывали: и ватник, и продажная укрошкура… На той стороне даже целый типа байопик сняли – на канале РБК работает гениальный ведущий, у которого как бы "по недосмотру" выходят в эфир не те, какие нужно эксперты, и они, мол, выносят в народ "страшную правду". Знаешь, как у Леонида Геннадиевича Парфенова: "Вообще не важно, как мы написали, сняли смонтировали, сказали. Важно, как это услышит, увидит и как поймет зритель". У нас просто всегда было, есть и всегда будет, я уверен, две стороны. Как раз это противопоставление и раздражает и зрителей, и экспертов, кстати. Да и не привычно это, ведущий же должен кивать – это же главное правило журналистики? (Смеется хитро) От этого и разнополярные комментарии появляются. Впрочем, многие зачастую видят только то, что хотят увидеть и услышать… (Многозначительная пауза. Сейчас еще что-то важное родится!)       А знаешь, зачем вообще нужен ведущий и почему его не заменит ИИ? Какой главный инструмент влияния на то, чтобы зрители замерли, обернулись, вслушались, чтобы поняли все так, как должно? Интонация. Даже если не можешь по какой-то причине что-то сказать – интонация все скажет! Ведущий – это правильная интонация, а у ИИ ее нет и не будет.

Хороший получился разговор. Откровенный. Позволила себе спросить и то, что обсуждают в Интернете. Одни пишут, что лицо РБК на полгода увольняли, другие утверждают, что он сам ушел. Что было на самом деле? Пусть люди узнают правду от первого лица.

– Да, я уходил, потом вернулся (засмущался). Все по собственному желанию. (Пауза. Будут ли подробности?). Наверно нужно уходить иногда. Если ты чувствуешь, что уходит нерв, нужно делать паузу.

У кого бы хотелось взять интервью?

Возможно, избитый, вопрос-штамп – да простят меня журналисты, но очень интересно – у кого бы еще хотелось взять интервью? В результате получаю еще одну историю.

– Как-то во время пятничного эфира на рекламе вышел перекурить, непростой был вечер на канале РБК. Навстречу бежит девочка продюсер, в крайней степени возбуждения, думаю, только бы не упало и не взорвалось где-то: "Юра представляешь, я сейчас звоню Жванецкому (не помню по какой надобности), а он мне говорит: "Деточка, я очень занят, в данный момент смотрю Юру Таманцева с итогами, а вы меня какими-то пустяками отвлекаете". Да ладно? Какие люди нас смотрят, Жванецкий? Тогда подумал, что нужно пригласить Михаила Михайловича в эфир. Не успели! (А я мысленно благодарю за интервью с тем, кто обычно берет интервью).

Звезды ездят на метро

Знаю точно, что в Туле Юрия Таманцева на улицах замечают. Не всем известно, что он туляк, но человека из телевизора в нем узнают. Ощущается ли слава на улицах большого города?

– Как-то еду с работы. Жду поезд в метро. Боковым зрением вижу, что мужчина пристально разглядывает меня. После детального изучения говорит: "А я-то думал, вы богатый. А вы в метро ездите! (Так что, если хотите увидеть звезду, спуститесь в метро!).

И со всей округи люди приходили к нам

И все-таки хочется вернуться к первой теме, с которой и начали этот длинный разговор – Тула, детство. Какие воспоминания у отечественного экспата?

– Классное у меня детство было. На улице Рихарда Зорге оно прошло в замечательных двухэтажных домах с палисадниками. Они, кажется, бараками назывались (Ох, сейчас обрадуются и прильнут к экранам жители тульского района в народе прозванного "Глушанки"). И помните, как в песне "Вальс Бостон"? "…и со всей округи люди приходили к нам". Я слышу ее, и сразу вспоминаю эту улицу, как по праздникам все собирались за длинными деревянными столами, выгоняя мужчин, игравших в домино. Теплые воспоминания.

На прощание уговариваю Юрия пожелать что-то хорошее всем, кто дочитал статью до конца – зрителям, поклонникам, критикам.

– Давайте пожелаем встретить свою судьбу?! (Соглашаюсь, добавляя: "И не испугаться!"). Не пропустить и не отступиться!.

 


 

Читать в ТСН24
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'