Российские пятиклассники проводят за учебой примерно 44 астрономических часа в неделю, а старшеклассники — до 56, следует из доклада Совета по развитию гражданского общества и правам человека. В этот показатель входит время, потраченное на занятие в школе, внеурочную деятельность и домашнее задание. Это существенно выше нормы труда для взрослых — 40 часов в неделю, отмечают общественники. О том, какой объем нагрузки считается нормой для школьников разных возрастов и почему выросла нагрузка, — в материале «Известий».
Какую нагрузку испытывают школьники
Нагрузка на учеников российских школ с пятого по 11 класс превышает допустимые даже для взрослого человека нормы, следует из доклада Совета по развитию гражданского общества и правам человека (есть в распоряжении «Известий»).

Эксперты проанализировали рекомендованные нормативы и установили, что, например, при пятидневном графике учебы у пятиклассников уходит примерно по 44 часа астрономических часа в неделю. Этот показатель учитывает длительность пребывания в школе и время, потраченное на выполнение домашнего задания.
Школьники в седьмых-восьмых классах тратят на учебу примерно по 50 часов в неделю, в девятом классе нагрузка вырастает до 55,5 часа, а учеба старшеклассников — до 56,5 часа.
— При это взрослый работник не все 40 часов непрерывно трудится, поэтому мы и в докладе приравняли уроки к астрономическому часу, — отметил глава СПЧ Валерий Фадеев. — И наше убеждение в том, что нагрузка в 56 часов на школьников — это много. И озабоченность родителей, которые говорят о слишком большой нагрузке на школьников, видимо, имеет под собой серьезные основания.

Согласно Трудовому кодексу, для взрослого человека объем рабочего времени составляет 40 часов в неделю. Но, согласно данным доклада, начиная с пятого класса нагрузка на школьников может превышать эту норму (в четвертом классе этот показатель меньше рамки в 40 часов лишь на три часа). Для лиц, не достигших 16 лет, максимальное количество рабочего времени составляет 24 часа в неделю.
«Если реализовывать внеурочную деятельность в полном объеме, уже в пятом классе объем школьной нагрузки превысит объем рабочей недели взрослого человека, а в старших классах превзойдет ее почти в полтора раза», — констатируется в докладе.

Следствием увеличения образовательной нагрузки стал и рост физической, отмечается в документе. Школьники вынуждены носить перегруженные учебниками, тетрадями и спортивной формой рюкзаки.
«Эта проблема требует внимания руководства школ, решить ее возможно путем установки индивидуальных шкафчиков для хранения одежды и учебников», — отметили эксперты СПЧ.
С этого учебного года вступил в силу приказ Минпросвещения, который скорректировал минимальное количество академических часов по образовательным программам, также говорится в докладе. Теперь образовательный процесс за пять учебных лет должен занимать не менее 5,34 тыс. академических часов. Ранее этот объем составлял 5,06 тыс.
Почему выросла нагрузка на школьников
В докладе СПЧ отмечается, что в последние годы значительно возрос объем учебных программ. Например, в современной программе по русскому языку для 5-9 классов по сравнению с программой 1957 года добавлено несколько десятков новых тем.
— Кто знает, что такое паронимы? — обратился Валерий Фадеев к журналистам во время презентации. — Что вы глаза опускаете? Зачем они нужны? Люди с высшим образованием не знают, что такое паронимы. И я не знаю, что такое паронимы. А зачем детей учат этим всем паронимам? Давайте еще защитим в школе диссертацию по русскому языку!

Интенсивность учебных занятий также возрастает, когда уменьшается количество часов, выделенных на предмет, отмечается в документе.
«Например, в учебном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится четыре часа в неделю (всего 540 часов), — говорится в докладе. — В советский период на математику в начальной школе выделялось 612 часов, а обучение длилось три года. Другой пример: для освоения современной программы по физике базового уровня отведено 374 часа, в советское время на физику выделялось 510 часов, при этом программа с того времени заметно расширилась».

Кроме того, из-за ранней профилизации (начиная с 7 класса) увеличивается количество часов на изучение одних предметов на углубленном уровне, соответственно, приходится уменьшать время на другие направления.
— Возникает вопрос. А где основания? Откуда взялась эта идея, что можно уменьшать, например, математику и увеличивать обществознание? — заявил Валерий Фадеев.
По его словам, из-за уменьшения числа часов и увеличения тем учителям и приходится задавать больше домашних заданий школьникам.
Согласно докладу, на домашнее задание ученики 4-5 классов тратят около десяти часов в неделю, 6-8 классов — 12,5 часа, а школьники 9-11 классов — уже 17,5 часа.
Существуют санитарные нормы, которые ограничивают время на домашнюю работу. Так, первоклассники должны тратить на его выполнение примерно один астрономический час в день, ученики вторых-третьих классов — полтора, четвертых-пятых -– два, шестых-восьмых — 2,5, а 9-11 — 3,5.

Кроме того, на интенсивность занятий влияет и фактическая отмена уроков из-за проведения различных мероприятий — в результате реальное количество часов на проведение уроков оказывается заметно меньше плановых.
«Современная школа стала площадкой, которую различные структуры используют для реализации своих интересов, весьма условно связанных с образовательным процессом, — говорится в докладе. — Со стороны администрации школы, региональных и муниципальных органов власти и иных организаций регулярно приходят запросы на участие учеников школ в различных проектах. Учителя вынуждены обеспечивать участие школьников во множестве праздников, олимпиадах, конкурсах, субботниках и концертах».
Как отметил Валерий Фадеев, школьников порой «таскают куда попало».
— Например, работает конвейер, приходит какой-нибудь муниципальный начальник и говорит «Все на митинг!». Это же странно! А почему школьников можно (отвлекать от учебы. — Ред.)? — спросил Валерий Фадеев.
Нагрузка на школьников действительно связана с большим объемом работы учителей, подтвердил «Известиям» председатель профсоюза «Учитель», преподаватель истории и обществознания Дмитрий Казаков.
— Дело в том, что сейчас учителя работают на две или даже на три ставки. А при такой нагрузке учитель не в состоянии хорошо подготовиться к урокам, проработать материал, дать адекватные домашние задания, — пояснил он. — Учитель понимает, что он не может дать полноценный объем знаний на уроке и начинает давать большие домашние задания, — отметил он.

Помимо этого, в современной школе за последние десять лет в целом увеличился объем знаний, которые должны усвоить школьники, сказал эксперт. Современные ученики должны, к примеру, заниматься исследовательской работой.
— Ну и, конечно, в целом развивается наука, общество, и это тоже способствует тому, что объем знаний увеличивается, — подчеркнул он.

Учебная нагрузка ложится в основном на плечи мотивированных детей, полагает заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук, писатель Александр Снегуров.
— Большая часть детей, например, выполняет только часть домашнего задания, а некоторые совсем не выполняют, — отметил он.
Но эксперт признал, что в целом учебная нагрузка «велика и не оправдана».
— Все это дает большую нагрузку на организм, на психику ребенка, — отметил он.
Снизить общую нагрузку можно за счет сокращения числа контрольных и проверочных работ, а также оптимизации домашнего задания, полагает Александр Снегуров.
— Нужно, чтобы домашнее задание давалось учителями согласно возрасту и индивидуальным способностям ребенка. Эту оптимизацию осуществить можно на базе школы с помощью методистов и педагогических советов, полагает эксперт.

Кроме того, для снижения нагрузки также можно пересмотреть учебные программы, не исключил Александр Снегуров.
«Известия» направили запрос в Минпросвещения с просьбой прокомментировать выводы СПЧ.
Как сообщили в аппарате СПЧ, доклад будет направлен в правительство, Госдуму и Совет Федерации, уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка Марии Львовой-Беловой, а также в Российскую академию образования и ведущие вузы страны.
— Школьная программа должна быть такой, чтобы школьник не перетрудились. Будьте добры это сделать. Вот такое примерно должно быть движение работы, — заявил Валерий Фадеев.
В феврале 2025 года вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко попросил Минпросвещения и Российскую академию образования заняться вопросом балансировки нагрузки на школьников.
Выступая в Госдуме, он заявил, что этот аспект будет обязательно учтен в мероприятиях, которые предусмотрит Стратегия по развитию образования до 2036 года.
