Восточную Германию магнитом тянет к России. Случится ли в ФРГ новый раскол спустя 35 лет?

МОЯ СТРАНА 2 часов назад 17
Preview

 

Picture background

ГДР вошла в состав ФРГ 35 лет назад. В честь этого события 3 октября в Германии отмечают День немецкого единства. Но в последние годы это самое единство становится все более условным.

Рейтинг властей опускается, а в государстве зреет раскол.

Picture background

Как происходило объединение, и сможет ли Германия уцелеть или же ее ждет новый раздел, разбирался ОТР.

Как ГДР и ФРГ стали единой страной

К концу 1980-х годов Германская Демократическая Республика (ГДР) оказалась в глубоком кризисе. Ее экономика очень ослабела, а жители достигли пика недовольства властями. Оно подпитывалась крупными переменами в Восточной Европе. В 1989 году все страны социалистического лагеря, кроме СССР, избавились от коммунистического режима. Жители ГДР тоже вышли на улицы, требуя демократизации и открытия границ. Массовые протесты и поток выезжающих в ФРГ через Венгрию и Чехословакию говорили о том, что «железный занавес» скоро рухнет.

Так и вышло — в ноябре 1989 года пала Берлинская стена, делившая город на две части. Сами переговоры об объединении Германии шли долгие 40 лет, но довести дело до конца смог лишь канцлер ФРГ Гельмут Коль. Он предложил схему поэтапного слияния двух государств. Восточные немцы поддержали инициативу на первых свободных выборах в ГДР в 1990 году, проголосовав за партии, выступавшие за воссоединение. Летом того же года страны подписали договор об экономическом и валютном союзе. В ГДР ввели западногерманскую марку.

Но главным образом вопрос решали мировые лидеры. После Второй мировой войны Германия не только оставалась разделенной, но и контролировалась победителями. Это были СССР, США, Великобритания и Франция. Лишь только после переговоров с ними постановили, что Германия станет суверенным единым государством со столицей в Берлине.

ГДР прекратила свое существование с полуночи 3 октября 1990 года. Это событие стало поворотным не только для немцев, но и всей Европы. Его восприняли как символ завершения эпохи холодной войны.

СССР сначала сдержанно реагировал на протесты в ГДР. Москва опасалась усиления влияния НАТО и требовала гарантий, что объединенная Германия не станет угрозой. Но когда стало понятно, что сохранить прежний режим не получится, Кремль переориентировался на диалог с ФРГ. Советский лидер Михаил Горбачев пришел к компромиссу с Колем. Германия сохраняла членство в НАТО, но обязалась не размещать на территории бывшей ГДР оружие. Тем не менее, для Москвы объединение стало болезненным шагом — она фактически уступила ключевую позицию в Восточной Европе.

Почему единство Германии — только слова

Перед 30-й годовщиной объединения экс-канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что объединение немцев не было завершено 3 октября 1990 года.

«Не завершено и сегодня. Объединение Германии — это не законченное состояние, а непрерывный процесс», — сказала она.

Сейчас линия раскола снова становится все ярче. А причины этого кроются, в первую очередь, в социально-экономических различиях. По данным Института экономических и социальных наук Фонда Ханса Беклера, восточные немцы зарабатывают на 16,9% меньше западных на схожих должностях. Много разногласий и в политике. Большая часть жителей Восточной Германии против конфронтации с Россией, отметил в разговоре с News.ru немецкий политолог Александр Рар.

«В западной части Германии большинство людей готовы на конфликт с Россией. На востоке же большинство населения недовольно системными и традиционными партиями, которые управляли Германией во время Второй мировой войны. Но так как в западной части живет подавляющее большинство, политический тон задают именно эти земли Германии», — пояснил он.

Восточная Германия вообще очень специфический регион, и его жители менее политизированы. Такое мнение в разговоре с ОТР выразил доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов ГУУ, политолог Максим Чирков.

«Там действительно до сих пор чуть ниже уровень жизни, хотя, по большому счету, этот уровень жизни выравнивается. Граждане Восточной Германии понимают, что следование каким-то большим политическим нарративам, которые используется для манипуляции людьми, приносит очень большие издержки экономики. В принципе, я думаю, что в Восточной Германии просто граждане настроены на нормальную жизнь без каких-то политических манипуляций, на прагматичную работу. Им просто психологически очень тяжело быть последователями западной пропаганды», — подчеркнул эксперт.

Возможен ли новый раскол Германии

Восточные немцы видят, что мир становится гораздо более справедливым. В 2000-х годах «золотой миллиард», в который входят Европа, США и Япония, сильно отличался по уровню доходов. И сейчас Западу не нравится, что здесь все выравнивается. Он пытается препятствовать более справедливому распределению объемов экономики и других благ.

«Немцы в Восточной Германии понимают, что на самом деле вот эта гегемония западного мира была причиной их отставания несколько десятилетий, и уж по крайней мере в постсоветское время, начиная с 1991-1992 годов. Это тоже проявляется, несмотря на процесс объединения. Несправедливое распределение уровня благосостояния им, конечно, абсолютно претит, потому что их отставание до сих пор объяснялось тем, что западный мир просто потреблял ресурсы со всего остального мира», — продолжил Максим Чирков.

Восточные немцы понимают, что сотрудничество с Россией — это очень большие перспективы на сегодняшний день. Многие из них сохраняют позитивную память о том, как они жили во времена существования Восточного Блока. Может быть, тот уровень жизни был относительно ниже, чем на Западе, но, с другой стороны, все преимущества, которые давал такой союз, тоже чувствовались. Не было такого расслоения в обществе. Благосостояние, хоть оно и было ниже относительно западных стран, распределялось более справедливо.

«А сейчас, учитывая, что экономика западных стран, особенно европейских, испытывает большие трудности, естественным последствием этого является более увеличивающаяся притягательность России. Ну а восточные немцы такие идеи воспринимают быстрее, чем, может быть, другие граждане Германии или граждане других европейских стран», — объяснил собеседник ОТР.

Опрос Forsa с 23 по 29 сентября 2025 года показал, что действующего канцлера Фридриха Мерца поддерживают лишь 26% жителей Германии. Хотя еще в июне его рейтинг доверия составлял 43%. Сам Мерц признавал, что ФРГ переживает один из самых сложных периодов в современной истории. Он уверен, что мирное время кончилось и стране необходимы реформы. В то же время как на дрожжах растет популярность оппозиционной партии «Альтернатива для Германии» (АдГ). В феврале она одержала крупную победу на выборах, получив 152 места в бундестаге и став второй по величине фракцией в парламенте.

Больше всего сторонников у АдГ именно среди восточных немцев. К апрелю она стала самой популярной партией в стране с рейтингом 26%. А правящая ХДС/ХСС оказалась на втором месте. Затем АдГ признали ультраправой экстремистской организацией, которая «угрожает демократии» и «доказанно является враждебной по отношению к основам конституционного строя Германии».

«Ультраправые активно эксплуатируют риторику о том, что ФРГ в рамках НАТО и ЕС якобы потеряла суверенитет, а это находит отклик у тех, кто разочарован в проекте „вечной Европы“. Помимо этого, партия позиционирует себя как реальная оппозиция, бросающая вызов устоявшемуся политическому истеблишменту, далекому от проблем народа», — считает германист Ксения Мельникова.

По ее словам, многие аналитики уверены, что на следующих выборах Германию ждет встряска. Властям придется считаться с самой популярной партией в стране — обойти АдГ просто так у ее противников больше не выйдет.

Читать в МОЯ СТРАНА
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'