Последствием обмеления Каспия может стать нарушение экосистем и хозяйственной деятельности в дельтах крупных рек, которые впадают в море, — Волги и Урала. Об этом рассказали ученые на заседании президиума РАН, которое было посвящено вопросам рационального использования водных ресурсов страны. Также академики обсудили, к чему может привести законодательная инициатива по расширению границ колебания уровня Байкала. Среди других вопросов — необходимость создания единого государственного органа для управления водным хозяйством страны.
Водные проблемы в России
Вопросы сбережения национальных водных ресурсов и рационального управления ими обсудили 26 ноября на заседании президиума Российской академии наук (РАН). Как отметили ученые, наша страна занимает второе место в мире по возобновляемым запасам пресной воды и первое место — по статическим (вечным). Однако эти ресурсы имеют ряд неблагоприятных свойств.
— Если в небольших странах приходится решать две-три водные проблемы, то в России — в разы больше. Это связано с разнообразием географии, климатических зон, сезонной неоднородностью и другими факторами, которые необходимо учитывать для оптимального водопользования, — сообщил в своем выступлении научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян.
По словам ученого, в России, как и во всем мире, количество экономически доступных источников пресной воды сокращается. В основном это происходит вследствие глобального потепления, из-за чего каждые пять лет количество пригодной для питья жидкости уменьшается на 1%.
Как рассказал Данилов-Данильян, главная причина — это загрязнение водоемов. Причем, судя по отчетам, количество вредных сбросов с предприятий сокращается, но уровень загрязнений водоемов не уменьшается. Это происходит, потому что расчетные данные предоставляют сами предприятия, при этом зачастую в разы занижая показатели.
Россия — едва ли не единственная из развитых стран, где нет системного приборного контроля за сбросами загрязнений в водоемы, акцентировал внимание специалист. Решение проблемы, по его мнению, — в создании единого государственного органа для эффективного управления водным хозяйством.
— В России много озерных систем. Крупнейшие из них имеют стратегическое значение для экономики и национальной безопасности, — подчеркнул главный научный сотрудник Института водных проблем Севера Карельского научного центра РАН Николай Филатов. — Управление ими требует точных моделей, которые описывают процессы в водных объектах и прогнозируют экологические последствия от антропогенного воздействия.
В частности, привел пример ученый, форелевые хозяйства, которые активно развивают в нашей стране, не всегда учитывают нагрузку на пресные водоемы. Перенос крупных предприятий такого рода в Белое море может улучшить ситуацию, но эти проекты также необходимо тщательно просчитывать.
Чем опасно обмеление Каспия
О проблемах Каспия на заседании рассказал заместитель директора Института океанологии им. П.П. Ширшова Петр Завьялов. По его словам, средний уровень моря снижается с середины 1990-х. В настоящее время он находится на отметке -28,73 м. Это одно из минимальных значений за всю историю наблюдений. Аналогичная ситуация наблюдалась в 1977 году, после чего объем воды в Каспии увеличился. Произойдет ли это сейчас, специалисты достоверно предсказать не могут.
— Прогнозировать процессы в Каспийском море чрезвычайно сложно. Несмотря на то что это замкнутый водоем, существует масса факторов, которые действующие модели учитывают. Кроме того, море поделено между пятью прибрежными странами на секторы, и существует проблема получения однородных, полученных по единообразным методикам данных, — сказал специалист.
Он добавил, что если объем воды в Каспии продолжит снижаться, это скажется на состоянии дельт крупных рек, которые впадают в море. В первую очередь Волги и Урала. По некоторым оценкам, их экосистемы в районе устья могут потерять до 10% своей площади. При этом изменятся растительность и животный мир.
Именно дельтовые потери, по мнению ученого, — главный источник неопределенности на Каспии. Поэтому требуются исследования, которые будут способствовать рациональному водопользованию в регионе.
Виктор Данилов-Данильян при этом отметил, что прикаспийская зона перспективна для разведения хлопчатника. Особенно если применять инновационные системы орошения, такие как подземный капельный полив и другие.
Почему важно регулировать уровень Байкала
Также на мероприятии обсудили проблемы Байкала. В частности, директор Байкальского института природопользования СО РАН Ендон Гармаев акцентировал внимание на проблеме допустимого колебания уровня Сибирского моря и снижения его до так называемого мертвого объема — минимального уровня, при котором сбрасывать воду через турбины Иркутской ГЭС станет невозможно.
— Если раньше колебания уровня озера были в пределах 1 м, то сейчас обсуждают законодательные инициативы, которые предполагают на постоянной основе увеличить этот диапазон до 2,3 м. Мы считаем, что в период маловодья это повлияет на экологию соров (мелководных заливов. — «Известия») и в нижнем течении Селенги. Это самая крупная река, впадающая в Байкал. Также в период половодья вода будет подтапливать прибрежные территории и нанесет ущерб экосистемам и некоторым населенным пунктам, — рассказал ученый.
По его словам, согласно расчетам профильных НИИ, целесообразно сохранить метровый диапазон и допускать превышение этого порога не более чем на 20 см и только при форс-мажорных обстоятельствах, таких как сильные паводки или засухи.
Также Ендон Гармаев сообщил о рисках, которые связаны со строительством в Монголии каскада ГЭС на Селенге и ее притоках. Это может ограничить приток воды в Байкал. Рациональное решение в этой ситуации, по мнению ученого, связано с обязательством монгольской стороны производить наполнение водохранилищ гидроэлектростанций исключительно в многоводные годы.