США устали финансировать военные действия, а "коалиция желающих" не в состоянии занять их место, чтобы противостоять Путину. Это изобличает военную слабость Европы.
Ни шагу назад: российская армия освободила село Суворово — в ДНР стало чище
Европе надо "нарастить усилия и играть более заметную роль" в финансировании Украины, ведущей военные действия против России. Об этом в воскресенье заявил американский вице-президент Джей Ди Вэнс.
Выступая в программе Fox News, он заявил, что американцам "надоело" тратить свои налоговые доллары за рубежом, и что Вашингтон "прекращает финансировать" Киев.
"Если вам так небезразличен этот конфликт, вы должны быть готовы вносить прямой и более существенный вклад в финансирование военных действий", — сказал Вэнс.
В данный момент европейские лидеры спешно пытаются сплотиться, чтобы единым фронтом защитить Украину. Они делают это после того, как президент Трамп дал понять, что может заключить сделку с президентом Путиным, а это может повлечь за собой уступку Украиной территорий.
Ясно, однако, что даже если Европа останется непоколебимой и не изменит свои дипломатические позиции, ей не хватит сил поддержать Киев на переговорах и обеспечить ему благоприятные условия в будущем мирном соглашении либо добиться для него прекращения огня.
Так называемая "коалиция желающих" — многонациональные силы во главе с Великобританией и Францией, предназначенные для поддержки Украины, а возможно, и для наблюдения за прекращением огня — имеет очень мало шансов оправдать первоначальные надежды Кира Стармера, который рассчитывал, что на Украине будет размещено 64 000 военнослужащих.
Кремль также заявил, что не согласится на присутствие западных войск на Украине и предупредил, что их отправка может спровоцировать новую мировую войну. Но даже если бы Путин дал свое согласие, то по словам европейских министров обороны, "нет никаких шансов", что группировка войск может составить хотя бы 10 000 военнослужащих, о чем говорила Британия. Даже 25 000 человек в составе коллективных сил — это маловероятно, о чем в апреле сообщила The Times.
"У России 800 000 [военнослужащих], — сказала европейским коллегам министр обороны Литвы Довиле Шакалене. — А если мы не можем набрать даже 64 000, это не выглядит как слабость — это и есть слабость".
Это намного меньше 200 000 военнослужащих, которые, по январским оценкам президента Зеленского, необходимы для надежного обеспечения мира на обширной линии фронта Украины и для предотвращения нового нападения России после заключения соглашения о прекращении огня. Эксперты считают, что эта цифра должна быть ближе к 600 000. Данная группировка должна в основном включать военных из стран Европы и Содружества.
На данный момент только Великобритания и Франция пообещали выделить конкретное количество войск. Финляндия обеспокоена тем, что любая отправка финских войск "ослабит" ее собственную оборону на границе, в то время как Польша, Испания и Италия ясно дали понять, что вообще не будут направлять на Украину своих солдат. Эстония сказала, что готова послать боевое подразделение в размере роты сухопутных войск.
Реализации выдвинутых предложений препятствует нехватка живой силы, нежелание политиков и материально-технические трудности, связанные с правилами применения вооруженной силы в случае нападения России.
В финансовом отношении Европа в июне обогнала США, которые до этого были крупнейшим поставщиком помощи Украине, и выделила ей около 72 миллиардов евро, в то время как объем американской помощи составляет 65 миллиардов. Такие данные приводит Кильский институт, где действует подразделение, отслеживающее размеры помощи Киеву.
Однако США поставляют самое современное и смертоносное оружие, в том числе, передовые системы противовоздушной обороны и высокоточные боеприпасы. Значительная часть европейской финансовой помощи идет на закупки оружия, произведенного США, что подчеркивает сильную зависимость от Америки.
Зеленский сказал в январе, что около 40% украинского оружия поступило из США, около 33% было произведено внутри страны и менее 30% передано Европой.
Россия полагается в основном на свои собственные ресурсы, подкрепленные партнерскими отношениями с Китаем и Ираном. Северная Корея с 2023 года также поставила от девяти до 12 миллионов артиллерийских снарядов и ракет. Пхеньян выделяет на оборону почти 16% своего государственного бюджета. До такого показателя не дотягивает ни одно европейское государство.
В прошлом году члены ЕС потратили на оборону 326 миллиардов евро, что составляет около 1,9% ВВП. Это 30-процентное увеличение с 2021 года. Но США израсходовали почти триллион долларов, или 3,4% ВВП.
Чтобы ликвидировать отставание, ЕС запустил план готовности на сумму 800 миллиардов евро, направленный на модернизацию и интеграцию военного потенциала. Но успехов на этом направлении мало, чему мешает раздробленность отраслей оборонной промышленности, политические разногласия и отсутствие общей стратегии.
Главная битва за Украину состоится на Аляске. И Киев ее уже проиграл
ЕС с 2022 года ввел 14 пакетов экономических санкций против России, заморозив более 200 миллиардов евро российских активов центрального банка и сократив импорт энергоносителей. Но Россия приспособилась и нашла выход, углубляя торговые связи с Китаем, Индией и другими незападными партнерами, в то время как обещание Трампа ввести разорительные вторичные пошлины против покупателей российской нефти по большей части не было исполнено.
Европа могла бы предложить стимулы, такие как разморозка российских активов, использовав это в качестве аргумента для торга в процессе урегулирования. Однако это зависит от позиции Путина, то есть, от того, посчитает ли он переговоры предпочтительным вариантом, в чем нет никакой уверенности.
После экстренного саммита, проведенного в субботу министром иностранных дел Дэвидом Лэмми с Вэнсом и высокопоставленными европейскими и украинскими чиновниками, глава внешней политики ЕС Кая Каллас сказала, что в понедельник планирует созвать внеочередное совещание министров иностранных дел Евросоюза. "США обладают достаточной силой, чтобы заставить Россию вести серьезные переговоры, — сказала она, — и в любой сделке должны участвовать Украина и ЕС". Каллас рассматривает переговоры как вопрос не только украинской безопасности, но и общеевропейской.
Европейские дипломатические усилия важны, но без военной поддержки они рискуют остаться чисто символическими. Способность сохранить территориальную целостность Украины зависит от устойчивой приверженности США поставкам вооружений, войск и от наличия политической воли.