Грандиозную фантасмагорию "Искушение Святого Антония" создал художник Жак Калло. Он завершил гравюру в 1635 году. Французский мастер в сатирической манере показал борьбу человека с демоническими искушениями. Его образы гротескны и выразительны, а художественный язык полон метафор, отражающих мракобесие и фанатизм, которые на протяжении нескольких столетий правили в обществе. На кострах святой инквизиции сгорели десятки тысяч человек. Но в пламени погибали не только обвиненные в колдовстве и грехопадении – туда без колебаний отправляли и больных неизвестной хворью.
Из-за странного недуга люди начинали танцевать без причины, сходили с ума и мучились в агонии. Что на самом деле с ними происходило? Почему несчастные находили исцеление у монахов ордена Святого Антония? Рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Люди пускались в "дьявольский пляс" и падали замертво
В течение июля более 400 человек танцевали на улицах города по несколько дней без остановки, пока не падали замертво.
"Одна из женщин внезапно пустилась в пляс. Казалось бы, танец – милое, приятное дело, но танец не прекращался. Более того, многие другие люди, которые это видели, также начинали пускаться в безостановочный, сумасшедший, дьявольский пляс. Люди танцевали до упаду и даже больше: им виделись какие-то галлюцинации, чертовщина, что-то необычное", – рассказал историк Алексей Скороходов.
Если верить очевидцам, массовая пляска в Страсбурге напоминала коллективный приступ безумия. Но самое главное, она не была единичной: на протяжении всего Средневековья в Европе то тут, то там случались вспышки таинственного недуга.
"Болезнь протекала в основном в Западной и Центральной Европе, в частности, в Священной Римской империи Германской нации. Из-за этой болезни численность населения уменьшалась", – отметил Скороходов.
Как монахи лечили "ведьмины корчи"
В 944–945 годах во Франции жертвами первой зарегистрированной эпидемии стали порядка 20 тысяч человек. Вторая волна заболевания, случившаяся 40 лет спустя, погубила вдвое больше. Нередко люди умирали целыми семьями.
"Из первых симптомов возникают такие патологии, как расстройство желудочнокишечного тракта, возникает диарея, следствием которой становится обезвоживание. Идет изменение кожных покровов, идет некротизация тканей. Бывает несколько фаз этого заболевания. Это острая фаза, когда гибель человека может развиваться в течение 48 часов. Но все это будет сопровождаться радостной эйфорией", – говорит врач общей практики Денис Прокофьев.
Церковь, конечно, все объясняла влиянием темных сил, мол, в таких людей вселяются злые духи. Иначе с чего бы они так беснуются и буквально гниют заживо.
"Всего за несколько лет в разных уголках Европы появилось порядка четырех сотен лечебниц для борьбы с этой болезнью. Помимо свиного жира, которым смазывали пораженные конечности пациентов, монахи использовали освященное вино. В него окунали мощи святого Антония и давали выпить несчастным", – рассказала профессор истории Падуанского университета Джулия Альбанезе.
Как бы странно это не звучало, но часть пациентов таких лечебниц действительно выздоравливала. Правда, свиной жир, освященное вино и каждодневные молитвы были не при чем.
В чем причина загадочной болезни
К концу XVII века исследователи, скептически относящиеся к идее дьявольского вмешательства, заметили: чаще всего "огонь святого Антония" поражал бедняков из сельской местности. А они ели в основном хлеб. Конечно, в лечебницах мучные продукты тоже были – вот только изготавливали их из монастырского зерна, а не из того, что крестьяне растили сами.
"На самом деле, как выяснено сейчас, скорее всего, причина была в особом виде грибов, который попадал в зерно и представлял собой совершенно безумный ядовитый коктейль, который крестьяне поглощали вместе с хлебом", – объяснил историк.
Во второй половине XVII века французский врач Луи Тулье заметил: при передозировке спорынья вызывает судороги и нарушение сознания, а иногда и вовсе приводит к смерти. Все это очень походило на симптомы "ведьминых корчей".
"Идет распространение плесневого грибка, и происходит заражение пшеничных культур. В результате происходит процесс гниения, и в структуру колосьев внедряется вот этот алкалоид, и само растение приобретает свойства наркотического вещества", – рассказал врач.
Но это еще не самое страшное. Токсичные вещества, содержащиеся в спорынье, сужают капилляры в конечностях, что приводит к тромбозам, некрозам и наконец – гангрене.
"Нет ни одного антидота. Единственное — это снятие симптомов интоксикации, проведение дезинтоксикационной терапии. На сегодняшний момент это крайне редкие случаи", – заметил Прокофьев.
Можно ли сейчас подхватить "танцевальную чуму"
Страшная болезнь отступила к концу XVII века. Лечебницы монахов-антонианцев практически опустели. Во многом это было связано с тем, что основной пищей крестьян стал не хлеб, а картофель.
"Последняя крупная вспышка заболевания случилась в 1951 году во французском городе Пон-Сент-Эспри. Из 250 зараженных тогда умерли четыре человека, однако все не так однозначно. Есть версия, что виновником напасти был отнюдь не гриб, а ртуть или трихлорид азота", – пояснила историк.
Сегодня шансы, что спорынья попадет в хлеб, а затем в организм человека минимальны, ведь на современных производствах зерно проходит несколько этапов очистки. Теперь опасное, но, к счастью, очень редкое заболевание, вызванное грибом-паразитом, называют иначе. Поэтичные средневековые "ведьмины корчи" и "огонь святого Антония" заменили сухим и лаконичным термином – эрготизм. Он произошел от французского названия спорыньи.
О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.