Сенатор США Линдси Грэм* напомнил России о недавних ударах ВВС США по ядерным объектам в Иране, пригрозив Москве и ее торговым партнерам серьезными последствиями, если требования Америки на Украине не будут выполнены в течение 50 дней. “Если [президенту России Владимиру] Путину и другим интересно, что произойдет на 51-й день, я бы посоветовал позвонить аятолле [Али Хаменеи]”, — заявил Грэм. В ходе упомянутой атаки в рамках операции “Полуночный молот”, семь межконтинентальных бомбардировщиков-невидимок B-2 Spirit (“Дух”) вылетели с авиабазы Уайтмен в штате Миссури. В полетном листе пунктом назначения значился Гуам, однако 21 июня они неожиданно нанесли удары по ядерным объектам Фордо и Натанз в Иране. Вылеты продлились в общей сложности 37 часов. Благодаря способности поражать цели по всему миру практически без предупреждения с баз на материковой части США и передовым технологиям пониженной радиолокационной заметности эти бомбардировщики стали серьезной угрозой со времен принятия на вооружение в конце 1990-х.
B-2 разрабатывался на излете холодной войны специально для действий в советском тылу, хотя стремительное совершенствование советских средств ПВО вызвало у ВВС США серьезные вопросы относительно его живучести задолго до поступления самолетов этого класса на вооружение. При том что возможности российской ПВО развивались гораздо медленнее, чем при СССР, B-2 окажутся малопригодны для атак на хорошо защищенные цели хотя бы в силу возраста. В отличие от истребителей-невидимок вроде того же F-35, разрабатывавшихся, чтобы максимально усложнить противнику захват цели, для выживаемости B-2 гораздо важнее устойчивость к обнаружению РЛС — особенно длинноволновыми радарами раннего предупреждения. Низкая скорость самолета, недостаточная маневренность и отсутствие возможности сопровождения истребителями на дальних миссиях сделают его крайне уязвимым в случае обнаружения. Задачи на территории России осложняются еще больше масштабным развертыванием длинноволновых радаров, таких как “Резонанс-НЭ” и “Воронеж-ДМ”.
Однако важным фактором в пользу использования B-2 для нанесения ударов по России может считаться сама обширная территория страны площадью 17 миллионов квадратных километров, которая приводит к хронической нехватке у Москвы систем ПВО, истребителей и перехватчиков. Возможности ПВО остаются особенно ограниченными в удаленных районах России — Заполярье, Средней Азии и Тихоокеанском регионе. Ситуация значительно ухудшилась как после значительного сокращения флота перехватчиков МиГ-31, прикрывающих эти районы, так и после сворачивания двух программ преемника этого самолета и серьезного переноса третьей. В результате, даже если B-2 будут обнаружены, они потенциально все же смогут нанести удары по удаленным объектам высокого экономического значения — в частности, заполярным нефтяным платформам. Если Вооруженные силы России не смогут предвидеть места атак, им будет сложно отразить угрозу, особенно учитывая, что малозаметность B-2 потребует перехвата на коротких дистанциях.
В отличие от Ирана, Россия вложила в свою противовоздушную оборону значительные средства. Ее основу составляет система большой дальности С-400. Недавно на вооружение была принята С-500 дальностью поражения 600 километров, оптимизированная для перехвата стратегической авиации, включая бомбардировщики. Однако эти системы все же более ограничены в охвате больших площадей, чем истребители или перехватчики. Более того, основной причиной разработки МиГ-31 в советские времена стала как раз неспособность наземных систем обеспечить достаточное покрытие в удаленных районах.
В настоящее время в рамках программы ПАК ДП разрабатывается преемник МиГ-31, которому будет отводиться ключевая роль в защите территорий от Арктики до Средней Азии, поскольку США модернизируют флот стратегических бомбардировщиков и намерены принять на вооружение B-21 в начале 2030-х годов. Однако серьезные задержки в программе ПАК ДП (изначально предполагалось, что перехватчик будет запущен в эксплуатацию к концу 2020-х) повысили риск, что российская территория станет более уязвимой с постановкой на вооружение B-21. Почти десятилетняя задержка с внедрением С-500 обострила проблему еще больше, поскольку единственный полк С-500 ныне развернут для защиты Крыма в Восточной Европе.
Хотя возможности российской ПВО значительно превосходят иранские, главным фактором защиты страны от ударов бомбардировщиков B-2 и других американских средств были и остаются мощные возможности ответного удара. Иран при поддержке КНДР создал значительный арсенал баллистических ракет, способный угрожать американским военным объектам на Ближнем Востоке и в значительной части Восточной Европы, однако Россия в состоянии наносить ответные удары как по континентальной части США, так и по военным объектам и экономическим интересам Вашингтона по всему миру. Ее арсенал средств для этого варьируется от обширного флота высокотехнологичных атомных ударных подводных лодок до небольшого, но стремительно растущего парка стратегических бомбардировщиков Ту-160М, которые обладают достаточной дальностью полета для нанесения ударов крылатыми ракетами по любой цели в мире.
Таким образом, хотя удары бомбардировщиков B-2 потенциально могли бы поразить стратегические цели в удаленных регионах России, пусть и со значительным риском, высокая вероятность ответного удара значительно снижает вероятность таких атак.
____________________________________
* Внесен в России в список террористов и экстремистов.