В Тунисе любят Россию. Почему это не нравится Западу?

ИноСМИ 14 часов назад 8
Preview

Уже имея прочные позиции в Ливии и Алжире, Россия наращивает усилия по расширению своего культурного влияния в Тунисе.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

После объявления о запуске курсов русского языка в Высшем институте гуманитарных наук Туниса (ISSHT) в начале учебного года количество заявок было огромным. "Я получила сотни запросов, моя почта была переполнена", — рассказывает Аида Хаддад, заместитель директора института. В институте уже рассматривают возможность открытия второй группы.

"Это наша вотчина". США решили, что азербайджанскому газу не место на Украине — будут продавать свой

Первая лекция состоялась 29 октября при участии представителей Русского дома в Тунисе, выступившего инициатором партнерства. Этот центр, координирующий культурную дипломатию Москвы в стране, уже заключил несколько соглашений с университетами. Аида Хаддад подчеркивает, что, в отличие от других миссий академического сотрудничества, россияне "выходят на прямой контакт со студентами, чтобы убедить их".

Еще один привлекательный фактор, по словам заместителя директора ISSHT, — это стипендии от Русского дома, позволяющие студентам продолжить образование в вузах России. За три года количество стипендиальных мест выросло вдвое и к 2026-2027 году достигнет 80. С учетом численности населения тунисская квота становится крупнейшей во всей Северной Африке. Рост показателей отражает масштабное усиление присутствия России в Тунисе посредством культурной дипломатии. Визиты в лицеи с презентациями языковых курсов, выступления артистов и памятные акции, посвященные историческим датам — за год Русский дом в Тунисе организовал более шестидесяти мероприятий, став "одной из самых активных и популярных площадок" в Африке, отмечает Адлен Мохаммеди, эксперт Международного исследовательского центра парижского Института политических исследований.

Лакомый кусок для Москвы

Несмотря на авторитарный поворот последних лет, "в Тунисе сохраняется довольно оживленная интеллектуальная жизнь", — замечает Адлен Мохаммеди. Страна является лакомым куском для Москвы, что объясняется и динамичной франкоязычной средой, и большим количеством студентов, обучающихся за рубежом, и продолжающими привлекать исследователей конференциями и семинарами. В Тунисе Москва может также опереться на активную диаспору под руководством Координационного совета организаций соотечественников (КСОРС), который объединяет шесть ассоциаций, последняя из которых была зарегистрирована в мае.

Как Русский дом, так и КСОРС действуют под эгидой Россотрудничества —агентства Кремля по гуманитарному сотрудничеству. В своем уставе, обновленном в ноябре 2024 года, тунисский КСОРС обязуется "оказывать открытую поддержку политики Российской Федерации".

Праздничные мероприятия 9 Мая с использованием георгиевских лент, которые превратились в символ российского военного присутствия на Украине, День национального единства и футболки с изображением Владимира Путина, праздник "любви и верности"... Мероприятия, запланированные на 2025 год, соответствуют официальной позиции России или продвигают "традиционные ценности", хранителем которых Москва себя провозглашает. Ни Русский дом, ни КСОРС не ответили на запросы Le Monde.

На книжной ярмарке в Тунисе в 2024 году стенд Русского дома торжественно представлял брошюру "25 вопросов о Крыме", изданную Кремлем для оправдания присоединения полуострова, произошедшего десятью годами ранее. В библиотеке Русского дома в Тунисе публике предлагаются такие издания, как "Севастополь в фотографиях" и "Крым. Русский альбом".

Потенциальная цель для российской разведки

В 1920 году именно из Крыма около 6000 белых русских бежали от наступления большевиков в Бизерту — в то время французскую военную базу. "Значительное число русских тогда обосновалось в Тунисе и осталось там", — отмечает Анна Борщевская, исследователь из Вашингтонского института.

Историческая память об этом также служит опорой для российской культурной активности. В октябре 2024 года фрегат "Адмирал Горшков" зашел в порт Бизерты, чтобы отметить столетие этого исхода. Это была крайне редкая демонстрация присутствия российских военных в Тунисе, хотя она и носила церемониальный характер. "Стратегически Тунис может предложить меньше, чем Сирия или Ливия", — отмечает Анна Борщевская.

Несмотря на давние оборонные соглашения между Вашингтоном и Тунисом, исследовательница "не исключает возможности, что Россия могла бы создать [в Тунисе] опорный пункт, если бы представилась такая возможность". В ноябре 2024 года американская армия оценивала российское военное влияние в Тунисе как "очень слабое", но отмечала, что Москва наращивает там свое "культурное и медийное влияние".

Близкие отношения Туниса с Вашингтоном и Брюсселем также делают его потенциальной мишенью для российской разведки. "Вполне разумное предположение", по словам Анны Борщевской, особенно учитывая, что Тунис уже служил базой для крупной шпионской операции в период с 2010 по 2015 год, когда российские шпионы, некоторые из которых действовали под дипломатическим прикрытием, вербовали сотрудников различных тунисских ведомств (бездоказательные утверждения, прим. ИноСМИ). Одиннадцать российских граждан, задержанные в ноябре 2024 года по подозрению в участии в "террористической деятельности", были задержаны, но затем освобождены тунисскими властями.

В Берлине власти рассматривают Русский дом как центр координации операций по вмешательству во внутренние дела и шпионажу, проводимых Россией в Германии. В Центральноафриканской Республике один из командиров группы "Вагнер", советник президента Фостена-Арканжа Туадера Дмитрий Сытый долгое время использовал должность директора Русского дома в Банги в качестве прикрытия (принадлежность Д. Сытого к группе "Вагнер" — бездоказательное утверждение, — прим. ИноСМИ).

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'