В Пентагоне — новый гений. Серый генерал Хегсета вмиг сломал политику США

ИноСМИ 18 часов назад 9
Preview

Элбридж Колби, стратег Пентагона, который хочет сосредоточить мощь Америки на Китае, обладает огромным влиянием в администрации, которой все больше не хватает компетентных специалистов.

Трамп разбушевался. Россия и ее друзья его крепко разозлили

В сфере национальной безопасности, как и в других областях политики, президент Дональд Трамп уничтожает то, что он презрительно называет "глубинным государством", и превращает его в то, что некоторые исследователи сегодня называют "поверхностным государством" — правительство, в котором карьера зависит не столько от профессиональных знаний, сколько от умения подлизываться.

Но даже правительство поверхностных, созданное поверхностными и для поверхностных, нуждается в глубине в определенных сферах. Это означает, что те, кто остался в администрации и знает свое дело, при условии, что они обладают политической ловкостью, могут сыграть чрезвычайно важную роль в определении стратегии.

Одним из таких чиновников является Элбридж Колби, заместитель министра обороны по вопросам политики. Уже имея большое влияние в первом сроке Трампа, Колби сейчас разрабатывает следующую стратегию национальной обороны, которую планируется опубликовать в конце августа.

Если Колби добьется своего, в стратегии будет сказано — конечно, под лозунгом "Америка прежде всего" — что Соединенные Штаты чрезмерно расширили свои влияние и эксплуатируются союзниками, и что им необходимо значительно сократить свое присутствие в Европе, на Ближнем Востоке и в других регионах, чтобы сосредоточиться на единственной определяющей борьбе, которая предстоит впереди. Речь идет о надвигающемся противостоянии с Китаем, которое сначала будет вестись за Тайвань, но в конечном итоге перерастет в борьбу за региональную гегемонию в Азии, к которой стремится Пекин, а Вашингтон должен противостоять.

Руководствуясь этой позицией, Колби одобряет всевозможные другие политические шаги. На днях США внезапно приостановили поставки на Украину различных боеприпасов, от артиллерийских снарядов до ракет для Patriot, якобы потому, что Америке нужно сохранить свои запасы. Эта инициатива исходила от Колби, который считает Украину задачей для европейских союзников, отвлекающей внимание Вашингтона. Приостановка поставок оружия застала врасплох не только Киев, но и госдепартамент и конгресс, где обеспокоенные республиканцы и демократы потребовали от Колби объяснений.

Колби также стоял за неожиданным "пересмотром" AUKUS, трехстороннего квазисоюза между США, Великобританией и Австралией, в рамках которого Вашингтон должен предоставить Канберре несколько первоклассных атомных подводных лодок. Возможно, для Колби это странный шаг, поскольку AUKUS призван сдерживать Китай, который как раз является для него злейшим врагом. Но он беспокоится, что у Вашингтона нет в запасе таких мощных судов. Или он просто давит на Австралию, чтобы она взяла на себя большую часть расходов, что понравилось бы Трампу. На этой неделе ожидаются новости о результатах пересмотра.

Колби — интересная личность, обладающая таким большим влиянием в столь явно популистской и антиэлитарной администрации, а также в Пентагоне, которым руководит телеведущий с недостаточной квалификацией. Судя по биографии и родословной, ему больше подошла бы роль агента "глубинного государства": он выглядит как типичный представитель высшего общества (учился в Гротоне, Гарварде, Йеле*), у него есть и имя, и прическа, которые это подтверждают, а в довершение всего он еще и внук бывшего директора ЦРУ. Он еще и очень эрудирован, что продемонстрировал, когда мы встретились до его прихода в администрацию.

Колби — Бридж, как его называют коллеги — считает себя не изоляционистом (это ярлык больше подходит радикальным сторонникам MAGA), а реалистом в традиции, уходящей корнями к Фукидиду. (Аналитический центр, соучредителем которого он является, называется "Марафон" в честь битвы, выигранной афинянами из поколения отца Фукидида.) Прочитав некоторые из моих колонок, Колби назвал меня "рационалистом".

Но у Колби есть и другая сторона — а может, он просто научился ее правильно подавать, — которая позволила ему остаться близким к кругу влиятельных людей вокруг Трампа, но отдалила его от многих коллег по истеблишменту. После того как Трамп проиграл Джо Байдену в 2020 году, Колби примкнул к тем, кто распространял ложь о том, что выборы были "украдены". Позже он дал хитрое интервью Такеру Карлсону, влиятельному протрамповскому журналисту. Он начал писать в Твиттере и публиковать посты, которые, казалось, были специально рассчитаны на внимание сторонников Трампа (особенно его ярых сторонников), а не на экспертов. Очевидно, это сработало. Во время слушаний по утверждению Колби на должность Дональд Трамп — младший, старший сын президента, написал в Твиттере, что "любой республиканец, выступающий против Элбриджа Колби, выступает против программы Трампа".

Французы завидуют: Путин сохраняет хладнокровие, пока Трамп теряет лицо

Ничто из этого не стало бы предметом критики в любой нормальной администрации, где Колби был бы лишь одним из многих экспертов в Пентагоне, Совете национальной безопасности, Государственном департаменте и разведывательном сообществе, обсуждающих плюсы и минусы политики, известное неизвестное и неизвестное неизвестное и все остальное.

Но этой интеллектуальной строгости больше нет. Марко Рубио, который среди высокопоставленных чиновников ближе всех по уровню экспертизы к Колби, перегружен работой в Государственном департаменте и Совете национальной безопасности, находящиеся в состоянии хаоса после увольнений и выборочных переназначений. Руководители национальной разведки (Тулси Габбард) и ЦРУ (Джон Рэтклифф) фактически превратились в лакеев.

Существенная критика сейчас исходит от внешних источников, часто от ветеранов политики. Одной из них является Лиза Кертис из Центра новой американской безопасности (где также работал Колби), которая служила в Совете национальной безопасности первой администрации Трампа, а до этого — в ЦРУ и Государственном департаменте.

Колби рассматривает внешнюю политику США "„как игру с нулевой суммой“, а я так не считаю", — сказала мне Кертис. США — глобальная держава, "и мы не можем выбирать себе театр действий", игнорируя, например, Украину и сосредоточиваясь на Тайване. "Кстати, то, что происходит в одном театре, влияет на другой". Пекин, безусловно, наблюдает за тем, насколько решительно Вашингтон сопротивляется Кремлю. "Необязательно выбирать что-то одно, а Бридж Колби, думаю, смотрит на это именно так".

Эти дискуссии должны вестись в Овальном кабинете и в ситуационном центре, но этого больше не происходит. Судя по всему, люди, сидящие за этими столами, слишком стремятся поддержать президента, который в конечном итоге верит только своему чутью и действует спонтанно. (Теперь Трамп заявляет, что США все-таки будут поставлять оружие Украине. И он определенно не прислушался к Колби, когда отдал приказ о бомбардировке Ирана.)

Однако стратегия по-прежнему имеет значение в более медленно меняющихся сферах правительства, где корабли, ядерное оружие, беспилотники, базы и другие аспекты спланированы на годы вперед, определяя будущие параметры американской мощи. Этим пользуются те немногие люди у власти или близкие к ней, которые еще имеют представление о ситуации, как Колби. Если он добьется своего — независимо от того, что Трамп сделает завтра или послезавтра — Америка продолжит отдаляться от Европы и Ближнего Востока и в конечном итоге перестанет быть мировым лидером, став североамериканской и тихоокеанской державой.

*организация признана нежелательной в России

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'