В особом порядке: власти готовы снизить импортные пошлины на товары после отмены санкций

ИЗВЕСТИЯ 3 дней назад 20
Preview

Минпромторг готов снизить пошлины на иностранные косметику и бытовую химию, если недружественные страны снимут санкции в отношении наших экспортеров. Об этом «Известиям» рассказали в министерстве. Однако в целом решения будут приниматься индивидуально по каждому бренду. При этом в Госдуме, напротив, предложили резко повысить импортные пошлины на продукцию ушедших брендов в случае их возвращения. Одним из главных зарубежных ограничений для наших компаний эксперты назвали отключение от системы расчетов SWIFT. Они также отметили, что в условиях санкций наш рынок развивался и важно сохранить наработанный результат.

Снижение пошлин в ответ на снятие санкций

Минпромторг начал работать над сводом правил, которые будут применять к иностранным компаниям в случае их возвращения в РФ, рассказал источник «Известий» в ведомстве. Он уточнил, что пока чиновники только обсуждают идеи для этого документа. Как сказали редакции в министерстве, «вопрос условий возврата в Россию ушедших брендов необходимо рассматривать в каждом случае индивидуально».

Так, например, вопрос отмены пошлин на товары из недружественных стран «будет зависеть в первую очередь от снятия санкций в отношении наших экспортеров», подчеркнули в Минпромторге.

— Но мы, безусловно, должны исходить из того, чтобы создать дополнительные преференции для тех отечественных компаний, которые на фоне ухода отдельных брендов смогли быстро наладить производство и обеспечить наш ритейл необходимой продукцией, — подчеркнули в ведомстве.

Сейчас в ЕАЭС действуют различные пошлины на товары потребительского сегмента, например, с конца 2022 года применяют повышенные сборы на косметику и бытовую химию из недружественных стран, напомнили в министерстве. Их размер составляет 35%, их вводили «в качестве ответных мер на санкции в отношении нашей страны, но они показали свою эффективность и с точки зрения поддержки наших производителей».

Основные санкции, которые стали болезненными для отечественных экспортеров, — финансовые и технологические, сказал «Известиям» директор центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. Например, это отключение компаний и банков от расчетов с помощью международной финансовой системы SWIFT, которая была комфортной для внешнеторговых расчетов. Конечно, в РФ оперативно создали отечественную альтернативу, но ее использование по-прежнему сопряжено с определенными сложностями, заметил он. Болезненным стал и другой шаг иностранных партнеров, когда ограничили доступ к технологиям и инновациям, основными поставщиками которых были страны Евросоюза и США.

— И здесь мы можем справиться самостоятельно, но это будет долго и дорого, причем в это время весь мир не будет стоять на месте. Конечно, нашим экспортерам важно вернуться к иностранным системе расчетов и технологическим решениям, — отметил эксперт. — Вместе с тем нужно помнить, что за время отсутствия зарубежных брендов наш рынок каким-то образом развивался, и важно сохранить наработанный результат, но, предположим, создавать барьеры для торговли не так эффективно для потребителей, ведь конкуренция всегда ведет к более низким ценам.

Пока иностранные компании открыто не заявляли о своем желании вернуть российский рынок. Правда, в середине февраля испанский холдинг Inditex (бренды Zara, Bershka, Pull&Bear) начал вести «задушевные разговоры» о возвращении в РФ. Компания связалась с Союзом торговых центров. Эта же организация разослала письма другим международным компаниям, приглашая их обратно. Реакция властей была жесткой. Минпромторг настаивал: крупные иностранные бренды из России никто не гнал, а их возвращения особо не ждут. После этого Союз торговых центров предложил: при возвращении иностранные бренды должны будут внести пятилетний депозит — каждый по 1 млн евро, деньги используют в случае повторения ситуации с внезапным уходом.

Позже свою позицию обозначил и первый вице-премьер Денис Мантуров, который заявил, что в приоритете у властей отечественные производители и партнеры из ЕАЭС. Эта проблематика быстро вышла на самый высокий уровень — президент страны Владимир Путин отметил, что отечественные предприятия должны сохранить свои преференции, а условия для возвращения зарубежных марок еще только предстоит выработать.

Сценарии возвращения иностранных брендов в Россию

В Госдуме тоже начали работать над допустимыми сценариями возвращения иностранных брендов в Россию. Например, зампред фракции «Справедливая Россия» Дмитрий Гусев предложил пересмотреть пошлины на импорт потребительской продукции иностранцев, говорится в его письмах в Минэкономразвития, Минпромторг и Минсельхоз (есть у «Известий»).

Сборы стоит поднять с минимального показателя в 5–10% до 30–50% для конкретных зарубежных поставщиков, рассказал он редакции. Такие нормы должны коснуться товаров легкой промышленности — это продукция массового сегмента фешен-ритейла, газированных напитков, кондитерских изделий, а также некоторых сельскохозяйственных товаров, например сыра. Тем более в РФ уже есть достойные альтернативы этой продукции, уверен парламентарий. Депутат подчеркнул, что эту инициативу он уже обсуждает в рабочем порядке с Минэкономразвития, поскольку это ведомство определяет размер пошлин в России.

Сейчас на зарубежную продукцию легпрома действуют пошлины в 10%, на сладкие напитки — 8%, кондитерские изделия — около 20%, пищевые продукты — до 25% в зависимости от наименования.

— Несколько лет назад западные бренды в спешке оставили страну, а теперь оценивают свое возможное возвращение в РФ. Наша задача в такой ситуации — сохранить наработанные результаты, защитить отечественные бренды, которые к настоящему моменту набрали хороший темп развития, заняли свое место на полке магазинов. Поэтому мы предлагает жестко фильтровать поток импортной продукции в РФ, не отдавать ей так легко долю на отечественном рынке, — отметил Дмитрий Гусев. — Если бренды хотят в перспективе работать у нас на более экономически выгодных условиях, то мы предлагаем им локализацию производства, причем основным владельцем таких заводов должны быть россияне, у них должна быть доля в 51%.

В Минэкономразвития на запрос редакции не ответили. В Минсельхозе сказали, что «российский рынок в полной мере обеспечен продукцией отечественного производства, а также за счет поставок из дружественных» стран.

Что лучше для потребителя

Предложение о повышении пошлин для иностранных компаний направлено на защиту отечественных товаров, уверены производители из «Руспродсоюза». Компании проделали колоссальную работу во время ухода с рынка зарубежных игроков: оперативно нашли альтернативу импортным ингредиентам, упаковке, оборудованию и другим материально-техническим ресурсам; кратно нарастили выпуск продукции; вывели на рынок новые бренды и продукты, отвечающие запросам покупателей.

Практика заградительных пошлин распространена как в России, так и во многих развитых странах, их основная цель — поддержка отечественного производителя, не способного из-за разницы в себестоимости конкурировать с иностранными брендами, сказал «Известиям» сопредседатель Союза потребителей РФ Алексей Койтов. Это важно в сегментах, где иностранные компании за счет большого объема своей продукции и размещения ее производств в странах с дешевой рабочей силой добиваются такого уровня себестоимости, который не достижим ни для одной национальной компании, добавил он.

— Таким образом государство поддерживает отечественного производителя, который кроме прямых налогов с продаж товаров приносит бюджету доход за счет других косвенных налогов, например на имущество, и многие другие. Плюс отечественный бизнес обеспечивает рабочие места, в конечном итоге он «полезнее» для своей страны, чем производитель импортных товаров, — объяснил он.

С другой стороны, потребителю важнее всего цена товара при условно равном качестве, добавил эксперт. Если в отдельных группах товаров отечественные производители не могут обеспечить достаточно низкую стоимость товара, а тем более обеспечить их достаточное количество, то появление аналогичных иностранных товаров по более низким ценам для потребителя благо, уверен он. Однако, как подчеркнул эксперт, такая ситуация допустима ровно до того момента, пока иностранный бренд соблюдает российское законодательство, в том числе в области защиты прав потребителей.

Установление заградительных барьеров должно быть взвешенным и «бить в ту цель», на которую направлено, отметил «Известиям» советник корпоративной практики юридической компании А2 Кирилл Баранов. Важно не допустить дополнительных препятствий нашим предпринимателям и потребителям. Доля импорта в производимой продукции и продаваемых товарах все еще велика. Часто зарубежные товары ввозит российский бизнес, и повышение пошлин негативно ударит по его деятельности, отметил он. Ведь их продают в России, и наши предприниматели платят налоги в бюджет, в этих условиях важно не навредить самим себе. Хотя, конечно, на условия возвращения должны повлиять условия ухода компаний.

 

Читать в ИЗВЕСТИЯ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'