В этот раз все по-другому: время на исходе. На что готов Киев, чтобы выжить

ИноСМИ 1 час назад 17
Preview

Сегодня в Женеве начинается новый раунд мирных переговоров. Стив Уиткофф и Джаред Кушнер уже прилетели и через несколько часов начнут переговоры. Процесс близится к концу в том смысле, что время на исходе. Трамп уже дал понять, что хочет заключить соглашение к июню, до промежуточных выборов.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Это уже второй саммит в Швейцарии. Первый состоялся в июне 2024 года, но, несмотря на то что 78 стран подписали итоговое коммюнике о прекращении боевых действий, он оказался провальным. Коммюнике не имело должной силы, а на саммите не были представлены действительно влиятельные страны, в частности Китай, который мог бы изменить ситуацию.

На этот раз речь идет не о мобилизации союзников Украины, а о простых трехсторонних переговорах с целью достижения соглашения о территориальной принадлежности и надежных гарантиях безопасности.

Президент США Дональд Трамп заинтересован в заключении соглашения по Украине, поскольку он обещал положить конец конфликту за первые 24 часа после вступления в должность, но, очевидно, не смог этого сделать, и не хочет подходить к промежуточным выборам в конце этого года с провалом по Украине в своем активе, ведь это будет для него позором. Его популярность и так находится на низком уровне, а в Конгрессе снова могут возобладать демократы, чего он хочет избежать любой ценой.

Давление на Зеленского усиливается. В Мюнхене Зеленский пожаловался, что давление носит односторонний характер — в основном оно оказывается на Киев и в очень небольшой степени на Москву, поскольку президент России Владимир Путин ясно дал понять, что не уступит, и если сделка будет заключена, то именно Зеленский должен будет пойти на наибольшие уступки.

Однако из Киева поступают слухи, что, если удастся найти компромисс, Банковая готова отказаться от Донбасса в зависимости от того, что будет согласовано в рамках запланированного соглашения с США о гарантиях безопасности. Этот вопрос остается открытым и, вероятно, станет главным пунктом повестки дня в Женеве.

Еще одним признаком того, что эти переговоры будут иметь более серьезный характер, чем предыдущий раунд, стало то, что российскую делегацию вновь возглавил Владимир Мединский. Он руководил переговорами, которые привели к провалу Стамбульского мирного соглашения 2022 года, а также возглавлял делегацию, когда 18 февраля в Эр-Рияде начался текущий раунд переговоров. В Кремле пояснили, что последний раунд был в большей степени посвящен вопросам безопасности, чем предыдущий, и поэтому делегация состояла в основном из высокопоставленных военных, однако нынешний раунд вновь носит универсальный характер, отсюда и участие Мединского.

Финны перешли черту: угрозы российскому посольству. Россия ответила жестко. Соотечественники набросились на Стубба: хватит врать

"На этот раз все по-другому. Переговоры должны охватить гораздо более широкую повестку дня, в том числе ключевые вопросы [такие как] территория и все остальное, связанное с требованиями России", — заявил вчера пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. "Поэтому там должен быть главный переговорщик, то есть Мединский. Делегация действительно будет расширена: наряду с Мединским в ее состав войдут заместитель министра иностранных дел [Михаил] Галузин и другие представители России"

По сути, это та же группа, которая вела переговоры по Стамбульскому соглашению в 2022 году. The Bell* считает, что это хороший знак, поскольку означает, что "впервые на данном этапе Россия готова обсуждать прекращение огня не только с технической точки зрения, но и, по крайней мере, по существу".

Трамп также установил новые сроки. Он настаивает на том, чтобы президентские выборы и референдум о передаче территории были проведены в середине мая. Референдум имеет ключевое значение, поскольку украинская конституция запрещает Зеленскому отчуждать незанятые территории, поэтому для того, чтобы сделать это на законных основаниях, необходим референдум.

Первоначальный мирный план из 28 пунктов, согласованный между Уиткоффом и главой Российского фонда прямых инвестиций Кириллом Дмитриевым, также предусматривал проведение президентских выборов, поскольку и Трамп, и Путин заинтересованы в уходе Зеленского.

В начале этого месяца был принят новый закон, который позволяет проводить выборы в военное время — что также запрещено украинской конституцией — и, по сообщениям, подготовка к неким выборам уже идет полным ходом. Организационно это будет чрезвычайно сложно, но на этой неделе Кремль уже заявил, что в случае проведения выборов на Украине приостановит все ракетные удары.

The Financial Times сообщает, что объявление о выборах и референдуме, которые, вероятно, будут проводиться одновременно, возможно, будет сделано 24 февраля, в четвертую годовщину конфликта. Издание также сообщило, что Белый дом пригрозил отозвать предложение о заключении соглашения о безопасности, если выборы не будут проведены до 15 мая. Известный журналист Саймон Шустер, который сейчас находится в Киеве, также сообщил, что два неназванных советника президента заявили, что Украина готова уступить контроль над частью Донбасса.

Очевидно, что это также в интересах Москвы, поскольку там ожидают, что Зеленский проиграет и будет заменен кем-то другим — главными кандидатами считаются бывший главнокомандующий генерал Валерий Залужный и Кирилл Буданов**, бывший руководитель ГУР Украины, а ныне глава администрации президента. Понятно, что приход нового президента — это очевидный повод для ослабления сопротивления.

Весь имидж Зеленского построен на том, что он не отступает от своих принципов и не идет на уступки. У нового президента будет возможность более реалистично оценить катастрофическое положение, в котором находится страна, и остановить разрушения.

Сейчас самое время для этого. Я общаюсь с некоторыми ярыми сторонниками Украины, которые говорят, что страна фактически разрушена и не сможет восстановиться как минимум в течение трех десятилетий после установления перемирия. Настроения среди некоторых видных обозревателей, таких как Юлия Мендель, которая была пресс-секретарем Зеленского, в последнее время также ухудшились. Они акцентируют внимание на бесконечной гибели своих соотечественников и открыто критикуют Мюнхенскую конференцию по безопасности и пустые фразы делегатов Евросоюза, которые не подкрепляются материальными или финансовыми обязательствами.

Они утверждают, что почти вся энергетическая инфраструктура была разрушена и в настоящее время функционирует лишь на 20% от всей мощности. Демографический кризис — самый серьезный в мире: смертность в три раза превышает рождаемость, что делает экономический рост практически невозможным, если только в страну не вернутся миллионы беженцев, что на данный момент маловероятно.

При этом собрать более 500 миллиардов евро на восстановление будет практически невозможно. В настоящее время международные финансовые институты взяли на себя обязательства на сумму 75 миллиардов долларов. Украина, вероятно, могла бы возобновить выпуск облигаций и заимствовать средства у европейских правительств. Она могла бы собрать еще около 100 миллиардов евро, а также уже имеет кредит от ЕС на сумму 90 миллиардов евро на два года, чего достаточно, чтобы запустить процесс восстановления.

Однако вопрос заключается в том, можно ли инвестировать достаточно средств, чтобы запустить благоприятный цикл: расходы, рост, прибыль, повышение заработной платы и инвестиции. Мы видели, как в конце 1990-х годов это привело к буму в России. Украина могла бы ожидать подобного бума после конфликта, но демографическая ситуация настолько плоха, а стоимость восстановления настолько высока (в пять раз превышает объем всей экономики до начала боевых действий), что есть реальная вероятность превращения страны в несостоявшееся государство.

Некоторые сторонники Украины опасаются, что эта планка не будет достигнута, а это означает, что экономика страны на десятилетия останется зависимой от Европы и будет сокращаться, как и численность населения. Такие организации, как ООН, прогнозируют сокращение населения с сегодняшних 25 миллионов до 16 миллионов, а это значит, что Украина будет двигаться не вперед, а назад.

Я всегда говорил, что лучший способ сместить Путина — это обеспечить процветание Украины, чтобы уровень жизни в ней превзошел уровень жизни в России. У Украины есть все необходимое для этого, особенно если она присоединится к Европейскому союзу в 2027 году. Я долгое время жил в России и могу сказать, что, если жизнь людей в Киеве станет лучше, чем в Москве, это по-настоящему шокирует российское население и заставит его усомниться в авторитете Путина, как ничто другое.

Однако этого не произойдет, поскольку Европа практически обанкротилась, и мне совершенно непонятно, откуда взять деньги. Текущий план привлечения частного сектора — это фантастика, поскольку потребуется как минимум пять лет, чтобы преодолеть политический риск потенциального нового наступления России. Финансисты, которых я знаю, говорят, что до тех пор, пока этот риск не будет хотя бы частично снижен, они не вложат ни цента, несмотря на весь потенциал восстановления Украины.

Таким образом, мы возвращаемся к исходной точке: абсолютно необходимо, чтобы США поддержали в Женеве реальные и надежные гарантии безопасности, подкрепленные Европой, поскольку это, по крайней мере, создаст инвестиционный климат, приемлемый для наиболее смелых инвесторов.

*издание признано в РФ иноагентом, прим. ред.

**внесен в РФ в список террористов и экстремистов, прим. ред.

Читать в ИноСМИ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'