Раскрыть секреты мастеров прошлого пытаются в Дагестане. Там возрождают утерянную с XIX века технологию изготовления декоративной керамики, которую раньше даже наделяли сверхъестественными свойствами. Над задачей бьются не одно десятилетие. Некоторые современные мастера подошли к разгадке уже совсем близко. С одним из них встретился наш корреспондент Мурад Магомедов. Подробнее – в сюжете РЕН ТВ.
Кусок глины в его руках буквально за пару минут превращается в декоративное блюдо. За гончарным кругом Расул Ахмедов сидит по 8-10 часов в день.
"Моя цель на сегодняшний день – возродить секреты испикской керамики, сохранить их и передать новым поколениям", – говорит гончар Расул Ахмедов.
Сегодня увидеть оригинальные образцы испикской керамики можно только в музеях.
Столетия назад люди верили, что эти тарелки обладают магической силой. Каждая из них уникальна, рисунок не повторяется. Сейчас испикскую керамику в Дагестане изучают не только ученые, но и скудельники.
Знатоки искусства говорят, это не простые тарелки. Горцы их вешали в домах для защиты семьи от злых духов. Порой даже использовали для снятия порчи.
"Их называли блюда от сглаза, они передавались по наследству от матери к дочери", – рассказала Мария Филатова, научный сотрудник Государственного музея Востока.
Одна такая тарелка на рынке антиквариата может стоить сотни тысяч рублей.
"Если она с хорошей сохранностью, без трещин, без реставраций – это где-то около 300 тысяч. Все зависит от размера и художественного достоинства предмета", – отметила Джамиля Раджабова, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Дагестанского музея изобразительных искусств.
В горах после селей и оползней часто находят черепки. Дагестанский гончар собирает обломки, сопоставляет их и анализирует.
Энтузиаст Расул Ахмедов сейчас изучает испикскую керамику, ее уникальный орнамент, форму изделий и даже структуру глины. По найденным артефактам мастер воссоздает посуду предков. К примеру, есть точная копия старинного кувшина, горцы такими пользовались 500 лет назад.
Расул уже легко воспроизводит формы легендарных тарелок, научился наносить характерные рисунки и орнамент. Сейчас ищет секрет получения таких уникальных переливов цвета.
"На сегодняшний день одна загадка осталась, которую надо будет еще разгадать", – говорит Расул Ахмедов.
Всех своих гостей Расул сажает за гончарный круг, так люди быстрее понимают что это отнюдь не развлечение, а тяжелый труд. В этом деле нужны особые навыки: руки должны чувствовать глину. Она здесь, кстати, не очень упругая, не держит форму. Мастера считают ее капризной, работать с ней сложно.
Чтобы промысел имел будущее, Расул открыл бесплатные курсы гончарного дела. Теперь обучает детей премудростям профессии. Так древнее ремесло испикских мастеров потихоньку и возрождается.