
Из роскошного кабинета в тюремную камеру, а оттуда прямиком на передовую? Бывший заместитель министра обороны Тимур Иванов изъявил желание искупить свою вину участием в СВО. Что это: искренний порыв раскаяния или циничный расчёт в надежде на спасение? Его громкое заявление обнажило системную проблему, вызывающую общественное возмущение: для одних война становится подвигом и жертвой, а для других - "репутационной прачечной" и способом избежать тюремного заключения.
Иванов, ещё недавно бывший одним из руководителей оборонного ведомства, курировавший многомиллиардные строительные проекты, сейчас содержится в СИЗО с приговором на 13 лет колонии общего режима и денежным взысканием в 100 млн рублей. Московский городской суд установил его виновность в растрате более 3,9 млрд рублей, выведенных из банка "Интеркоммерц", а также в хищениях при приобретении паромов для Керченской переправы. 20 июня 2024 года его отстранили от государственной службы, а 1 июля 2025 года вынесли обвинительный приговор. 20 октября судебная инстанция продлила содержание под стражей до 26 января 2026 года по новому уголовному делу - три эпизода получения взяток в особо крупных размерах, отмывание денежных средств и незаконное хранение оружия.
И вот в этих условиях Иванов через своего адвоката заявляет о готовности добровольно отправиться в зону СВО.
"Тимур Вадимович заявил, что действительно готов выполнять боевые задачи в составе любого российского штурмового подразделения в зоне спецоперации", - заявил адвокат, подчеркнув, что решение его подзащитного "абсолютно искреннее и обдуманное".
Юристы уже исследуют правовые механизмы реализации данного конституционного права без нарушения законодательства.
Данное заявление порождает противоречивые чувства. Оно органично вписывается в систему, которую подвергла жёсткой критике известная журналистка Анастасия Кашеварова.
"Можно обворовать людей на 300 млн, можно убить несколько человек, можно передавать сведения противнику - можно всё! Дальше СВО всё равно не отправят", - возмущается она.
Подобных случаев не один и не два, и это, по мнению журналистки, наносит удар по моральному духу армии и общественному доверию. Государство, закрывая глаза на преступления, нарушает права законопослушных граждан. Поэтому Кашеварова предлагает чёткие правила:
мошенники, насильники, лица, виновные в преступлениях против личности и собственности - контрактная служба только после судебного приговора. При невозмещённом ущербе - удержание из денежного довольствия. В случае гибели - арест выплат в пользу потерпевших; лицам, обманувшим военнослужащих, никакого помилования и контрактной службы до вынесения приговора.Без подобных мер, уверена она, новая волна "контрактников" продолжит дискредитировать не только российскую армию, но и всю правовую систему государства.
В случае с Ивановым существуют серьёзные основания сомневаться, что он окажется на передовой в составе штурмовых подразделений под вражеским огнём. Гораздо более вероятно, что "подвиги" он будет совершать в донецких ресторанах, уверен политический аналитик Владимир Головашин: "Допустить пусть даже гипотетическое попадание секретоносителя высшей категории во вражеский плен совершенно невозможно: ущерб для России будет гигантским как в военном, так и в репутационном плане. Нет уж, пусть лучше остаётся в колонии, поскольку человек без личного боевого опыта в войсках не особенно нужен, а разного рода замполитов там и без него достаточно".
Кроме того, возникает закономерный вопрос: что это за новая тенденция среди провинившихся чиновников? Присвоил всё, что возможно - спрятал, чем мог - поделился, а после приговора якобы "отправился на СВО", чему нет документальных подтверждений, и снова "на свободу с чистой совестью". Такой подход полностью разрушает концепцию "перевоспитания войной с риском для жизни", считает эксперт:
"И когда в "штурма" идёт человек, реально желающий кровью смыть свой проступок, это объяснимо. Можно случайно сбить человека на пешеходном переходе, а красть миллиардами "случайно" никак не получится. Дали экс-министру 13 лет, и хорошо. Пусть сидит. Жаль, что мало дали, тут не коррупцией, а изменой Родине пахнет, откровенно говоря. А участия в СВО надо оказаться достойным, насчёт чего в данном конкретном случае есть, мягко говоря, сомнения".
Желание Иванова отправиться в зону СВО отражает весьма тревожный аспект современной реальности. После его ареста многие сразу же высказали предположение: "Он просто подпишет контракт и через полгода окажется на свободе". Сразу это, видимо, не удалось. Однако общественные опасения, к сожалению, находят подтверждение. И человек, обвиняемый в хищениях армейских средств в миллиардных размерах - что фактически делает его виновным в гибели солдат на поле боя из-за этих махинаций, - может вновь обрести свободу, отметил аналитик и руководитель благотворительного фонда "Соотечественник" Александр Босых.
По мнению эксперта, помешать этому может только общественный резонанс: "Тут нужны запросы депутатов, членов Общественной палаты, советов при президенте. Ибо, повторю, его хищения касались армии в период боевых действий. То есть повлияли на потери. А такое прощать нельзя. Если государство позволит Тимуру Иванову полгода посидеть на проходной и выйти в звании ветерана, вера людей в справедливость, и так подвергающаяся сомнению, окончательно рухнет".
 НОВОСТИ СЕГОДНЯ
 Похожие новости: