
Количество немецких компаний, порвавших связи с Россией после 2022 года, не превышает 10–15%. Об этом «Известиям» заявил посол РФ в ФРГ Сергей Нечаев. По его словам, к началу СВО в РФ работало около 4,5 тыс. предприятий с немецким участием. Таким образом, на российском рынке фактически могут оставаться почти 4 тыс. предприятий. В условиях европейских санкций предприниматели ищут способы сохранить присутствие в России в максимально гибком формате, отмечают эксперты. Некоторые из них передали управление локальному менеджменту и использовали механизмы, предусматривающие возможность обратного возвращения.
Немецкие компании в России
Бизнес из ФРГ сохраняет заметное присутствие на российском рынке, хотя формально многие концерны после 2022 года объявили о своем уходе. С началом СВО представители немецких деловых кругов оказались под колоссальным давлением западных элит и были вынуждены принимать «непростые решения», заявил «Известиям» посол РФ в ФРГ Сергей Нечаев. Как показала практика, большинство пошло по пути снижения публичной активности и отказа от реализации новых проектов, отметил он.
— При этом фактическое и юридическое присутствие на российском рынке немецкие экономоператоры постарались сохранить. Некоторые концерны формально ушли из России, передав управление местному менеджменту, однако предусмотрели опцию обратного выкупа. Количество порвавших связи с нашей страной компаний не превышает 10–15% от числа работавших в России к началу СВО порядка 4,5 тыс. предприятий с немецким участием, — отметил дипломат.

Исходя из этих подсчетов, свои активы в РФ фактически могут сохранять почти 4 тыс. компаний. Ранее газета Bild сообщала, что в России работают примерно 1,4 тыс. немецких фирм. Разница в цифрах может объясняться тем, что речь идет о зарегистрированных на территории страны компаниях с немецким капиталом, которые сейчас ведут активную деятельность. Однако на самом деле немецкий бизнес на российском рынке представлен гораздо шире.
Компании передавали управление локальному менеджменту и использовали различные корпоративные механизмы, которые позволяют сохранить контроль над активами и предусмотреть возможность обратного возвращения, объяснил «Известиям» вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров, управляющий партнер ЮК «Лекс Альянс» Артур Леер.

— Среди этих инструментов применяются опционы и другие формы договорных конструкций, ориентированные на последующее восстановление прямого участия в управлении. Речь идет о предприятиях сервисного сегмента, включая компании, обслуживающие нефтегазовый комплекс и другие сырьевые отрасли. Ключевыми направлениями также выступают станкостроение, машиностроение, производство медицинских компонентов и медицинская промышленность в целом, — уточнил он.

Названия таких компаний не раскрываются, поскольку это создает для них риски и усиливает внешнее давление, однако сам факт сохранения значимого числа немецких игроков на российском рынке — устойчивая тенденция. Эксперт подчеркивает, что подход отражает не отказ от российского рынка, а его временную заморозку.
— Первые решения о сворачивании деятельности принимались в условиях неопределенности, но последующая динамика показывает, что многие процессы были приостановлены, а не завершены. На фоне экономических сложностей в Евросоюзе и постоянного санкционного давления, корпоративные стратегии немецких компаний смещаются в сторону поиска способов сохранить свое присутствие в России в максимально гибком формате, — пояснил он.

Например, немецкий производитель стройматериалов Knauf передал свой российский бизнес местному менеджменту в 2024 году с возможностью обратного выкупа, которая будет действовать в течение двух лет. Возможность обратного выкупа своих активов в РФ оставили компании Henkel и Mercedes-Benz, отметил в разговоре «Известиям» GR директор адвокатского бюро «Михайлов и партнеры», член московской «Деловой России» Алексей Хижняк.
— В связи с этим можно говорить о том, что немецкий бизнес рынок и немецкие контрагенты не потеряли связь с Россией, не потеряли желание работать здесь и нормализуют отношения при стабильной внешнеполитической обстановке, — сказал он.

Чем немецкий бизнес привлекает Россия
По словам российского посла в ФРГ, на пике торгово-экономических отношений между двумя странам в РФ работало до 7 тыс. немецких компаний и предприятий. Предпринимателей привлекали емкость российского рынка, темпы возврата вложенных инвестиций, благоприятные условия работы, а также успешный многолетний опыт сотрудничества.
— Немецким компаниям уделялось приоритетное внимание в плане формирования максимально комфортной среды для развития бизнеса, включая зарекомендовавшую себя практику заключения специальных инвестиционных контрактов, — подчеркнул Сергей Нечаев.

Власти Германии дистанцируются от факта давления на собственный бизнес, однако признают, что деловые круги сохраняют интерес к РФ.
— Германские компании принимают решение о продолжении деятельности в России исключительно самостоятельно. Правительство Германии на этот счет мнения не имеет, — заявило «Известиям» посольство ФРГ в Москве.
По данным Bild, оборот работающих в России немецких компаний в 2024 году составил около €20 млрд. Некоторые из них объяснили, почему они продолжают свою деятельность. Например, компания Beiersdorf, выпускающая косметику под марками Eucerin и Nivea, заявила о необходимости снабжения населения, а также указала на социальную ответственность перед своими сотрудниками. Компания Metro, в свою очередь, отметила, что Россия остается большим рынком и «важна для общего портфеля концерна».

Любопытно, что в РФ за последние годы даже открылись новые фирмы, учредителями которых служат немецкие физические или юридические лица, пишут в СМИ. Так, с конца 2021 по 2025 год учредители из Германии открыли в России более 100 компаний.
Возможность возвращения бизнеса в РФ
Наиболее заметным уход немецких предпринимателей оказался в сфере промышленного оборудования, машиностроения, сервиса по обслуживанию крупного оборудования и турбин. Владимир Путин неоднократно указывал, что РФ открыта к возвращению иностранных фирм. Однако при этом придется учитывать новые реалии и произошедшие за последние годы структурные изменения в российской экономике.
— Речь идет, прежде всего, о перераспределении товарных потоков, изменении цепочек и структуры поставок, освоении рыночных ниш, освободившихся с уходом западных компаний, отечественными производителями и партнерами из дружественных государств. Это исключает автоматический возврат к прежнему статус-кво и обусловливает тщательное изучение всех обстоятельств в индивидуальном порядке, — сказал посол РФ в ФРГ.
Как отметил дипломат, Россия регулярно транслирует «соответствующие сигналы» во время контактов как с представителями крупного, так и малого и среднего бизнеса, и позиция РФ встречает понимание. По его словам, деловой мир ФРГ и «немало рассудительных политиков» заинтересованы в скорейшей нормализации российско-германских торгово-экономических связей, в том числе в энергетической отрасли, которая десятилетиями служила основой благополучия страны, конкурентоспособности и высокого качества немецких товаров.

Россия остается привлекательной для многих немецких компаний, поскольку это сложившийся рынок с понятной системой спроса и предложения и стратегией поведения покупателей, утверждает старший научный сотрудник ИМИ МГИМО МИД России Артем Соколов.
— Немецкий бизнес присутствует активно в России еще с перестройки. За это время накоплен колоссальный опыт и связи с российскими партнерами, — сказал он «Известиям». — Немецкий бизнес не хочет уходить, потому что по-прежнему рассматривает российский рынок как важный источник для получения прибыли и из-за нежелания уступать его конкурентам из других стран.
Аналитик указывает: наиболее дальновидные предприниматели понимают, что их уход сделает сложным процесс возвращения, поскольку практически во всех случаях есть аналоги немецкой продукции, которые достаточно быстро займут опустевшую нишу.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: