Ученья нет: почему в России исчезают сельские школы

ИЗВЕСТИЯ 2 дней назад 21
Preview

Каждый год в России закрывается около 400–500 сельских школ, подсчитали «Известия» на основе отчетов Минпросвещения о состоянии системы образования в субъектах РФ. Так, за два года перестала функционировать 861 подобная школа. При этом с начала года стало известно о готовящемся закрытии сельских учебных учреждений как минимум в 11 регионах России. В частности, в Мордовии должна прекратить существование школа, где преподают редкий диалект одного из трех языков республики — эрзянского. О том, что рассказывают учителя закрывающихся школ и как будет организовываться дальнейший учебный процесс для их учеников, — в материале «Известий».

Где закрываются сельские школы

В этом учебном году (2024/25) в России работали 21,1 тыс. сельских школ. Это на 400 учебных заведений меньше, нежели в прошлом, подсчитали «Известия» на основе отчетов Минпросвещения о состоянии системы образования в субъектах РФ. А за два года, с 2022 по 2024 год, закрылось около 900 сельских школ.

Например, только в Саратовской области за год стало на 50 таких учебных заведений меньше, в Башкирии — на 25, в Мордовии — на 14, в Татарстане — на 13, в Дагестане — на 11.

С начала июня 2025 года еще как минимум девять общеобразовательных учреждений начали подготовку к ликвидации: в Омской области, Мордовии, Забайкальском крае, Саратовской, Ярославской и Волгоградской областях.

Так, жители села Шокша в Мордовии в июне 2025 года обратились к главе республики с просьбой отремонтировать и сохранить общеобразовательную школу имени Героя Советского Союза Ивана Пряхина.

«Закрытие национальной шокшинской школы нанесет непоправимый вред мордовскому (эрзянскому) языку, в частности шокшинскому диалекту. Шокшинская школа — единственная мордовская национальная (эрзянская) школа в районе, поэтому всегда была в центре внимания и вызывала интерес, — напоминают авторы обращения. — Нашу школу посещали студенты Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, а также финская делегация для изучения шокшинского диалекта. В 2007 году наша школа стала победителем республиканского конкурса «Лучшая школа», внесена в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России 2010».

Местные жители опасаются, что если школу закроют, село потеряет свою идентичность и связь с прошлым. Родители и учителя пожаловались в прокуратуру на решение районной администрации признать школу аварийной.

«Одной из причин снижения несущей способности конструкций назван длительный срок эксплуатации, но здание используется 43 года, а срок его службы составляет 125 лет», — отмечают они, попросив проверить выводы комиссии, которая осматривала школу.

— К нам приезжал эксперт, который просто на телефон сделал несколько фото, походил по школе, никакого оборудования при нем не было. На следующий день уже был готов отчет, — рассказала «Известиям» учитель русского и английского языка шокшинской школы Анастасия Сенькань. — В документах было прописано, что у эксперта было специальное оборудование, якобы всё измеряли, выкапывали, фундамент смотрели. Но ничего не производилось. А до этого специалисты говорили, что школа подлежит реставрации.

В обращении в прокуратуру жители Шокшы напомнили, что в 2025 году в здании школы планировался капитальный ремонт.

«Администрация Теньгушевского района утверждает, что денежных средств в бюджете для осуществления ремонтных работ не имеется», — указали они.

«Известия» направили запрос в министерство образования Мордовии и региональную прокуратуру с просьбой сообщить причины готовящегося закрытия школы.

По словам Анастасии Сенькань, сейчас в Шокше учится 21 человек. Она уверена, что, если учебное заведение закроют, педагоги пойдут под сокращение, а детям придется ездить в другой район — в нескольких километрах от Шокши.

— В Мордовии выделяют два языка — эрзянский и мокшанский, а отдельно теперь еще и Шокшу, — напомнила педагог. — У шокшинского диалекта нет письменности. Мы с детьми изучаем эрзянский язык: и песни поем, и в конкурсах участвуем. На втором этаже школы также находится краеведческий музей, довольно большой и интересный. Мы выступаем за сохранность нашей культуры и нашего диалекта и хотим, чтобы дети на нем разговаривали.

Местные жители в обращении к главе республики просят, чтобы независимо от дальнейшей судьбы здания и сроков его возможного восстановления учебное учреждение сохранилось как самостоятельное структурное подразделение, остался неизменным педагогический коллектив, была обеспечена сохранность библиотеки и краеведческого музея.

В чем проблемы малокомплектных школ

Депутат Госдумы от Мордовии Юлия Оглоблина («Единая Россия») напомнила «Известиям», что в рамках нацпроекта «Образование» под полный капитальный ремонт в первую очередь попадают школы со ста и более учащимися.

— Однозначно нужна отдельная программа ремонта малокомплектных школ, — сказала она. — Закрытие школ — это волнующий вопрос для семей с детьми, но, подчеркну, что безопасность детей должна быть на первом месте.

Депутат сообщила, что обсуждала план действий с директором шокшинской школы. По ее данным, в школе учатся 23 ребенка, из которых восемь привозят из другого села.

«И во исполнение решения Темниковского районного суда в школе провели обследование технического состояния здания, и оно признано аварийным, — заверила Юлия Оглоблина. — Я попросила представить смету капремонта крыши и замены проводки. После чего будем со всеми сторонами обсуждать возможные источники финансирования».

С начала 2025 года СМИ писали как минимум о 20 сельских учебных заведениях, которые закрылись или готовятся к ликвидации, подсчитали «Известия». В частности, сообщалось о прекращении работы восьми сельских школ в Омской области, четырех — в Липецкой области, одной — в Приморском крае и одной — в Орловской области. Помимо этого, готовятся к закрытию несколько школ в селах Волгоградской, Оренбургской, Свердловской, Челябинской областей, Забайкальского края, Ярославской области и Мордовии.

В Чувашии в этом году закрылись три сельские школы. Жители тамошнего села Икково выступили против закрытия малокомплектной школы с 20 учениками. В начале июня 2025 года дети и педагог Галина Николаева выложили в Сеть видеообращение с просьбой сохранить Икковскую школу имени чувашского поэта и писателя Николая Шубоссинни.

В ответ на видеообращение в администрации округа пояснили, что иккинскую школу присоединили к другой, которая находится в том же районе республики. Там заявили, что объединение школ повысит качество образования и обеспечит лучшие условия для детей.

— Будет организована перевозка на школьных автобусах. А учителям будут предложены имеющиеся вакантные места в новой школе, — сообщили в администрации Чебоксарского муниципального округа.

В Мордовии ликвидируют и еще одну школу — в селе Старое Синдрово. Ее здание построено в 1974 году, оно нуждается в ремонте.

«Вместо проведения работ местная администрация приняла решение ликвидировать школу, — заявляли в местном отделении партии «Справедливая Россия — За правду». — Есть заявление заведующей образованием Краснослободского района о том, что причиной закрытия является невозможность содержать школу, так как на территории района в 2025 году уже не работают национальные проекты».

В случае ликвидации школы в Старом Синдрово учащихся переведут в учебное заведение, находящееся на расстоянии 30 км.

Пик закрытия сельских школ в России пришелся на 2010-е годы, напомнил «Известиям» председатель профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков.

— По сути, в сельской местности уже и закрывать особо нечего, хотя процесс продолжается. Обычно закрытия приходятся на конец года, — рассказал он. — К нам в профсоюз после этого учебного года поступило около десятка вопросов по таким ситуациям в Мордовии, Чувашии и Оренбургской области.

Он описал и стандартную ситуацию после закрытия малокомплектной школы: обычно школе выделяется автобус, который собирает детей по соседним селам, деревням и поселкам, и привозит их на урок.

— Собирать детей начинают с 6:30 утра, то есть им приходится очень рано вставать, а некоторые попадают в школу еще задолго до начала занятий, ожидая, когда автобус привезет следующую партию учеников, — рассказал эксперт. — Кроме того, такие дети практически лишены дополнительного образования, так как кружки проводятся в послеобеденное время, а детей начинают развозить обратно по их селам сразу после окончания уроков.

В каком состоянии находятся сельские школы

Около 10% школ в российских селах не оборудованы базовыми санитарными условиями: водоснабжением, водоотведением или канализацией, рассказал «Известиям» ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Константин Анчиков.

Он также отметил, что с 2016 по 2024 год численность учителей там снизилась на 9,7%, в то время как в городских учебных заведениях возросла на 5,2%.

— В села сложнее привлекать молодых педагогов. В сельских школах ниже, чем в городских, доля учителей до 30 лет — 11,1% и 16,7% соответственно. Часто учителями в родную школу приходят бывшие выпускники, для которых это гарантированное и знакомое место трудоустройства. Для привлечения кадров также работает программа «Земский учитель», — сказал Константин Анчиков.

Он напомнил, что люди всё чаще уезжают из села и содержать малокомплектную школу становится дорого и невыгодно.

— На первый взгляд, такая формулировка звучит негуманно, но тут работает базовый экономический принцип: потребности безграничны, ресурсы ограничены. Поэтому оптимизация сети школ стала одним из самых распространенных направлений образовательных реформ в мировой практике, — отметил эксперт.

Если у региона есть возможность на должном уровне организовать транспортировку учеников из малокомплектных сельских школ в более крупные, то это идет детям на пользу, считает профессор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

— В крупных школах есть и учителя, и необходимое оборудование. Все исследования показывают, что ученики в крупных школах, укомплектованных педагогами и оборудованием, показывают более высокие результаты, — подчеркивает эксперт.

Она отмечает, что если детей переведут в школы, которые находятся в соседних районах, то это вовсе не означает, что местные жители покинут родное село.

— Наличие работы в селе — важный закрепляющий фактор, сдерживающий отток населения, — уточняет эксперт. — Есть регионы с очень трудной доступностью других школ. Это и горные районы, которые находятся на территории республик Северного Кавказа, и регионы с суровым климатом, например, Якутия или Магаданская область. Там многократно пробовали упразднить школы и даже предлагали идеи интернатов, но многие считают, что это отрывает детей от культуры и семьи.

Часть здания школ в малонаселенных пунктах, которые не используются из-за небольшого числа учеников, можно переоборудовать под многофункциональные центры, считает исполнительный директор проекта «Сельские школы России» Николай Махнев. Это, по его словам, позволит сохранить учебное заведение, но при этом строение будет использоваться эффективно.

— Можно там размещать медорганизации, почту. Мы всегда смотрим на школу только как на место, где обучают, но есть возможность рационального использования площадей, -– отмечает он.

Например, в Тамбовской области на территории одной из школ размещен банк, рассказал он.

«Известия» направили запрос в Минпросвещения с просьбой сообщить, какова позиция ведомства по закрытию сельских школ, а также какие есть рекомендации и предложения по обеспечению права детей на образование из небольших населенных пунктов. На момент выхода материала ответ не поступил.

 

Читать в ИЗВЕСТИЯ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'