Ученье — счет: Москва увеличивает финансирование на каждого школьника

ИЗВЕСТИЯ 3 дней назад 13
Preview

В 2025 году московские власти существенно увеличат финансирование городских школ. Так, на каждого ученика 1–4-х классов из бюджета региона теперь направят 171 тыс. рублей в год, что на 15,7% больше, чем в прошлом году. Для основной и старшей школы уравняют норматив на одного ученика, и он составит 197 тыс. рублей ежегодно. Об этом мэр Москвы Сергей Собянин сообщил по итогам заседания президиума правительства региона. Кроме того, дополнительные средства будут направлены на расширение математической и естественно-научной подготовки учеников первых-шестых классов: с сентября этого года в школах появятся городские учебные курсы по математике, науке и технологиям. О том, как совсем скоро изменится образование в школах и колледжах столицы, — в материале «Известий».

По единому нормативу

В Москве увеличат финансирование образования на 13%: на эти цели из городского бюджета будет дополнительно выделено 46 млрд рублей. Об этом на заседании президиума правительства региона заявил мэр Москвы Сергей Собянин. На нем обсуждались приоритеты развития системы образования в столице на 2025 год.

Как было озвучено на заседании, результаты учащихся в старшей школе, колледже и вузе во многом зависят от базовой подготовки в начальной школе и 5–9-х классах.

— Именно в этот период закладывается интерес к обучению, раскрываются таланты и способности ребенка, — сказал мэр. — Поэтому сегодня важно уделять такое же внимание начальной и основной школе, как и старшей. Это станет важным фактором дальнейшего роста качества столичного образования и успехов учеников.

Поэтому по решению правительства Москвы в этом году вводится единый норматив финансирования в 5–11-х классах, увеличенный до 197 тыс. рублей в год на каждого ученика. Сейчас в столице есть отдельные подушевые нормативы на среднее и старшее звено.

Таким образом, в основной школе (5–9-е классы) финансирование на каждого ученика вырастет почти на 20%, а для 10–11-х классов — на 5,4%. При этом на 15,7% увеличат и аналогичный норматив для начальной школы (1–4-е классы) — до 171 тыс. рублей в год.

Председатель комиссии Мосгордумы по образованию Александр Семенников отметил, что решение крайне важное, так как оно «позволит выровнять качество образования во всех московских школах».

— Мы уже отошли от той ситуации, когда в городе существовали элитные школы, куда все стремились попасть, а родители любыми способами пытались устроить туда своих детей, — сказал он. — Сегодня мы стремимся к тому, чтобы во всех школах Москвы качество образования было одинаково высоким.

По его словам, на годы, проведенные в 5–9-х классах, приходится основное время формирования личности ребенка и его интересов.

— И здесь важно не просто тратить, а именно инвестировать средства из бюджета Москвы в наших детей, будущее столицы и всей России. Повышение этого норматива свидетельствует о возрастающем внимании к сфере образования, о более высоких требованиях к педагогам, — сказал депутат.

Наука для школьников

Кроме того, московские власти направят дополнительные бюджетные средства на расширение качества подготовки учеников по математическому и естественно-научному направлениям. Как отмечалось на заседании, эти знания — залог достижения технологического лидерства столицы. Поэтому с нового учебного года в школах будут организованы городские учебные курсы по математике, науке и технологиям для 1–6-х классов.

— Ребята будут решать творческие задачи, развивая логику, пространственное и аналитическое мышление, — сообщили в пресс-службе мэрии. — Кроме того, появятся новые городские олимпиады, в том числе экспериментальные, для раннего выявления талантов детей и их последующего индивидуального сопровождения.

В частности, в апреле 2026 года на олимпиаде «Готов к жизни в умном городе» ученики 3–4-х классов будут демонстрировать умения, полученные на дополнительных занятиях.

Как отмечалось на заседании, проведение занятий более продвинутого уровня потребует и более высокого уровня подготовки учителей. С 1 апреля 2025 года для них запустят новую систему подготовки и специальные курсы повышения квалификации.

— Математика и естественные науки формируют мозг, логическое и критическое мышление, создают базу, которая необходима ребятам для успешного освоения большинства образовательных программ и предметов в будущем. Понимая это, мы со своей стороны уже весной этого года приступаем к формированию системы подготовки и повышению квалификации учителей математики и естественно-научного профиля, для того чтобы уделять больше внимания этим предметам, — отметила заммэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

Кроме того, за последние пять лет на 46% вырос интерес столичных школьников к информатике: экзамен по этому предмету в текущем году планируют сдавать 16 тыс. человек. И впервые за несколько последних лет среди предметов-лидеров по выбору оказалась физика: ее выбрали более 10 тыс. выпускников.

Директор школы № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский назвал принятое решение ярким примером стратегического мышления руководства города.

— Сегодня есть острая нехватка людей, которые оснащены знаниями в сфере точных наук. Мы под точными науками, как правило, понимаем и информатику, и математику, и физику, но на самом деле в этой же «корзине» биология, химия и другие аспекты естествознания, включая астрономию, — сказал он. — И предметов естественно-научного цикла как таковых, если мыслить в предметной категории, в начальной школе нет.

А директор лицея «Вторая школа» имени В.Ф. Овчинникова Михаил Случ отметил, что основное развитие интереса к точным наукам и его укрепление — это время пятых, шестых и седьмых классов.

— В этот момент математика из обычной арифметики превращается в алгебру, появляется геометрия, и, как правило, школьники окончательно теряют интерес к ней либо, наоборот, готовы дальше учиться. Здесь очень важен учитель, он может очень многое сделать для того, чтобы ребята дальше развивались в математическом и естественно-научном направлениях, — сказал он.

Математика — это не только отдельный предмет, который учит ребенка алгоритмике, но и основа для понимания естественно-научных дисциплин, ответил профессор Высшей школы экономики Анатолий Каспржак.

— Стране сегодня нужны люди, занимающиеся высокими технологиями, а это требует глубокого изучения физики и математики. Мы должны стремиться к этому, ведь школьный учитель, по сути, выполняет заказ. Сегодня этот заказ очевиден: изучение естественных наук и математики крайне важно в связи с переориентацией российской промышленности, включая московскую, — сказал он.

Профессиональная траектория обучения

Кроме того, в столице в этом году увеличат число бюджетных мест в колледжах для выпускников 9-х классов. На заседании точная цифра не прозвучала, но отмечалось, что приемная кампания 2024 года показала растущий интерес девятиклассников к среднему профессиональному образованию: выделенные 16 тыс. дополнительных целевых мест были заполнены на 100%, студентами колледжей стало в два раза больше девятиклассников, чем в позапрошлом году, — около 36 тыс. человек.

— Среди самых востребованных направлений — информационные технологии и программирование, графический дизайн, поварское и кондитерское дело, туризм и гостеприимство, — рассказали в пресс-службе мэрии. — Растет спрос абитуриентов на специальности в области финансов и торговли, образования и социальной сферы.

Более 75% вакансий на московском рынке труда ориентировано на специалистов со средним профессиональным образованием. В свою очередь 95% студентов городских колледжей успешно трудоустраиваются уже в первый год после выпуска. С 2023 года правительство Москвы проводит модернизацию системы среднего профессионального образования: образовательные программы разрабатываются при непосредственном участии работодателей и профессиональных ассоциаций, учащиеся погружаются в профессиональную среду с первого курса, а практические занятия составляют не менее 70% всего времени обучения. У городских колледжей более 3 тыс. партнеров — потенциальных работодателей.

Кроме того, важным направлением модернизации среднего профессионального образования в Москве является масштабное переоснащение колледжей. В течение нескольких лет планируется переоборудовать или создать заново более 2 тыс. лабораторий и мастерских.

 

Читать в ИЗВЕСТИЯ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'