
Транспортные компании покидают рынок из-за роста себестоимости и резкого снижения рентабельности доставки, сообщили «Известиям» участники отрасли. Так, по данным профильных ассоциаций, почти 7 тыс. юрлиц сегодня находятся в стадии ликвидации или банкротства. Подобная ситуация фиксируется впервые за последние 17 лет, отмечают эксперты. Более того, ряд из них прогнозирует уход как минимум еще 7% фирм в 2026-м. Власти предлагают бизнесу отсрочку уплаты налогов и уже обсуждают меры по смягчению лизинговых платежей, стимулированию обновления автопарков и развитию цифровых сервисов. О том, как нехватка перевозчиков может повлиять на цены и ситуацию с логистикой, — в материале «Известий».
Почему закрываются компании по грузоперевозкам
С конца октября в России фиксируется дефицит перевозчиков, заявили «Известиям» в профильной ассоциации «АвтоГрузЭкс» и компании ПЭК. По данным Rusprofile, в РФ зарегистрировано 458,2 тыс. юридических лиц в категории «Деятельность грузового автомобильного транспорта и услуги по перевозкам», из которых около 6,7 тыс. находятся в процессе ликвидации или банкротства.
В числе причин возникшей ситуации — рост себестоимости перевозок и снижение рентабельности доставок, полагают эксперты. В частности, по словам основателя компании «Лидер Транс» Михаила Устюжанина, тарифы на перевозку еще в феврале 2025-го упали почти на треть год к году.

— В мае 2025-го средний уровень ставок составлял 66 рублей за 1 км с НДС, тогда как расходы достигали 82 рублей, — указал он. — А себестоимость перевозок за первое полугодие 2025 года увеличилась на 15% из-за подорожания горючего, обслуживания техники и зарплат водителей.
Цена дизельного топлива на практике поднялась на 15–20%, говорит Михаил Устюжанин. Раньше топливные компании предоставляли крупным и средним перевозчикам скидки, которые могли доходить до 23%, однако теперь льготные условия отменили, добавил совладелец и заместитель директора ПЭК, президент ассоциации «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов.

На этом фоне перевозчикам всё сложнее оплачивать лизинговые взносы, и с конца 2024 года наблюдается массовый возврат техники, отмечает Михаил Устюжанин.
— Такой ситуации не было последние 17 лет. Объемы изымаемой техники бьют рекорды и с июня 2025 года ежемесячно увеличиваются на 20%, — утверждает он.
Что ждет индустрию грузоперевозок
Влияние на ситуацию оказывает и рост собственных парков торговых сетей и маркетплейсов, которые доставляют отправления и грузы поставщиков своими силами. К концу года рынок может столкнуться с дефицитом ликвидности. Банки уже ужесточили кредитную политику, и эта тенденция, скорее всего, сохранится, полагает Михаил Устюжанин.
Дефицит перевозчиков, по его прогнозам, в будущем году продолжит обостряться. Особенно сложно будет выполнять обязательства компаниям с большой задолженностью перед лизингодателями, даже при плавном росте рынка. На уход компаний может повлиять и рост себестоимости доставки.

Первый заместитель гендиректора «Байкал-Сервис ТК» Александр Зарецкий предположил, что дополнительное давление окажет и рост утильсбора, который с 1 января 2026 года повысится еще на 10%, до почти 3 млн рублей за магистральный тягач грузоподъемностью до 20 т.
— При ежегодной индексации ставки на 10–20% к 2030 году приобретение автомобилей зарубежных производителей станет экономически невыгодным для многих перевозчиков, что усложнит обновление автопарков и может привести к большему сокращению провозных мощностей, — подчеркнул он.

Кроме того, с 1 января 2026 года российские перевозчики больше не смогут работать на патентной системе налогообложения, напомнил Вадим Филатов. Наряду с обязательной электронной транспортной накладной с 1 сентября 2026 года и введением реестра экспедиторов это повысит прозрачность отрасли, ограничив злоупотребления со стороны недобросовестных игроков — а их на рынке, по данным «АвтоГрузЭкс», более 60%. Однако вместе с тем вырастет и финансовая нагрузка на тысячи транспортных компаний, отмечает Вадим Филатов. На этом фоне не менее 7% из них могут покинуть рынок, прогнозирует финансовый директор транспортной компании «Орда» Руслан Сафин.
«Известия» направили запросы в Минтранс и Минпромторг с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию. Ранее в Минтрансе заявляли, что вопрос стабилизации ситуации находится на контроле. Там признали, что грузоперевозки, как и иные отрасли экономики, столкнулись с резким ростом эксплуатационных расходов, последствиями повышения ключевой ставки, что увеличило лизинговые платежи. Кроме того, растут расходы и на средства производства.

«Минтранс России ведет мониторинг состояния отрасли во взаимодействии с профильными ассоциациями, а также отдельный мониторинг системообразующих организаций автотранспорта», — отмечали в ведомстве. — В качестве действующей меры поддержки перевозчики вправе воспользоваться механизмом отсрочки (рассрочки) уплаты обязательных налоговых платежей, предусмотренным ст. 64 Налогового кодекса. Уже имеют место случаи подачи таких заявлений».
Также для перевозчиков доступна возможность приобретения отечественной техники в рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности». Для этих целей в федеральном бюджете предусмотрено 27 млрд рублей ежегодно в период с 2025 по 2027 год. Кроме того, Минтрансом совместно с Минпромторгом запущен механизм уплаты пониженной ставки утильсбора на ряд транспортных средств.
Как решить проблему дефицита
Дефицит перевозчиков, который наблюдается с конца октября, стал итогом накопившихся проблем, отметил владелец сети дилерских центров коммерческого транспорта «Альянс Тракс» Алексей Иванов.
— Главная причина — перевозчики просто не тянут финансово, — отметил он. — Средняя себестоимость сейчас около 85–86 рублей за километр, а тарифы восстановились лишь до 74,7 рубля. При таких условиях массовый возврат техники лизингодателям бьет рекорды. Европейские марки ушли, а вместе с ними и прежняя инвестиционная модель, когда перевозчик через несколько лет мог окупить вложения через продажу б/у техники.

Ситуация на рынке автомобильных перевозок отражает процесс естественного обновления отрасли, полагает вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров Ирина Заседатель. Сейчас рынок проходит через этап перестройки, и, несмотря на временные трудности, уже видны предпосылки к стабилизации и росту.
— Повышение прозрачности, внедрение электронной транспортной накладной и переход на новые налоговые режимы станут не только вызовом, но и стимулом к повышению эффективности, — подчеркнула эксперт. — Компании, которые сумеют адаптироваться к изменившимся условиям, получат более устойчивую модель бизнеса и смогут укрепить свои позиции.

Многие перевозчики, по ее словам, сейчас переходят на современные схемы работы: долгосрочные контракты, аренду автопарков, цифровизацию логистики. Это помогает снизить риски и обеспечивает стабильные доходы даже при изменяющихся издержках.
— Поддержка со стороны государства и банков также играет важную роль, — сказала она. — Обсуждаются меры по смягчению лизинговых платежей, стимулированию обновления автопарков и развитию цифровых сервисов. Всё это позволит перевозчикам легче пройти переходный период и повысить рентабельность.

Ситуация требует комплексного решения, отметили эксперты. Необходимы меры поддержки для обновления автопарка — льготные программы лизинга или субсидирование процентных ставок.
— Также стоит рассмотреть временное смягчение роста утильсбора для коммерческого транспорта или предоставление рассрочки по его уплате, — сказал Алексей Иванов. — В-третьих, необходима поддержка при переходе на электронный документооборот — обучение, субсидирование закупки ПО.
По словам Ирины Заседатель, в сфере грузоперевозок идет активное обновление техники, формируются новые партнерские модели между перевозчиками и грузоотправителями, растет уровень технологичности процессов. Поэтому, по ее мнению, у отрасли есть шансы восстановиться.
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
Похожие новости: