Команда Анны Щербаковой во второй раз подряд выиграла Кубок Первого канала. Синие набрали в сумме 101 балл и превзошли красных под руководством Алины Загитовой и белых во главе с Александрой Трусовой. При этом в воскресенье коллективы поделили победы в произвольных программах. В соревновании мужчин Лев Лазарев впервые в карьере исполнил пять четверных и оставил позади катавшегося со сломанным коньком Макара Игнатова. У женщин Алиса Двоеглазова справилась с тремя квадами и незначительно опередила Елену Костылёву. А в танцах на льду лучшими стали Василиса Кагановская и Максим Некрасов.
Если брать за основу хоккейную или теннисную терминологию, двухдневный турнир в Челябинске следовало бы назвать выставочным, как не имеющий ровным счётом никакого значения со спортивной точки зрения, где совершенно не стоит делить участников на победителей и програвших. Но как раз в части сложности программ, элементов и борьбы на льду «Трактор-Арены» всё было по-взрослому. Как, наверное, и должно происходить на соревновании, которое проводится почти в одни сроки с главным стартом международного сезона — чемпионатом мира.
Нужно ли проводить между двумя этими событиями сравнительные параллели? На мой взгляд, да. Хотя бы потому, что Кубок Первого канала, участники которого соперничали друг с другом не только в разнообразных конкурсах, но и в части полноценных соревновательных программ, позволил увидеть, кто сумел удержать форму вплоть до второй половины марта.
Удалось, прямо скажем, не всем: в первый день не справилась со своей короткой самая стабильная фигуристка сезона Анна Фролова, а в воскресенье произвольную развалила не менее стрессоустойчивая Ксения Гущина.
У мужчин не в лучшем состоянии предстали в субботу Макар Игнатов и Дмитрий Алиев, но у первого, как выяснилось, был сломан конёк, а второй на протяжении сезона так отчаянно сражался с травмами и их последствиями, что порой вообще становилось непонятно, зачем идти на подобные жертвы, продолжая выступать.
Начало воскресной программы получилось чисто спортивным и стало в определённом смысле квинтэссенцией всего лучшего, чем на сегодняшний момент располагают отечественные танцы. Удивительный эффект, который крайне сложно представить в трёх других дисциплинах, но который мы наблюдали ещё в финале Гран-при России: из числа участников исчезли сразу три ключевых дуэта, но вид от этого не потерял, а, скорее, выиграл.
Внимание в полной мере переключилось на второй эшелон, с лихвой данные авансы оправдавший. Произвольные танцы Екатерины Мироновой — Евгения Устенко, Елизаветы Пасечник — Дарио Чиризано и Василисы Кагановской — Максима Некрасова стали украшением дня, оставив разве что вопрос: стоило ли судьям в рамках шоу при трёх превосходных и абсолютно разных по стилю прокатах создавать столь солидные разрывы между парами. Например, при лучшем по ощущениям прокате, как Устенко оценил собственное выступление в Челябинске, петербуржский дуэт со своими нынешними баллами имел все шансы оказаться на чемпионате страны за пределами топ-10. И это выглядит нонсенсом. Произвольный «Гамлет» пары из Северной столицы — прекрасный пример того, как много всего могут вытащить из не слишком танцевального сюжета люди, понимающие, что и почему они катают.
Не меньше эмоций вызвало выступление Пасечник и Чиризано. Но и они значительно отстали от Кагановской и Некрасова, чей итоговый результат выглядел так, словно арбитры уже определились с выбором лидера на олимпийский сезон и это не действующие чемпионы России.
Судейская придирчивость в сочетании с полноценными соревновательными программами сильно диссонировали с расхожим мнением, что Кубок Первого канала — всего лишь шоу. Однако как раз в этом сочетании спорта и развлекательных конкурсов виделся неплохой баланс, подобно тому, как во всех цирках мира уникальные по сложности номера перемежаются клоунскими репризами.
Свою порцию фигурнокатательного веселья в виде прыжковых состязаний и шутливых эстафет зрители получили в воскресенье сразу после выступлений танцоров, затем снова начался спорт — произвольные одиночников.
Не знаю уж, насколько сильно захватил зрителей подсчёт командных очков, при том, что чрезмерного обострения в нём не случилось, но турнир в Челябинске дал прекрасную возможность увидеть, что некое затишье в женском одиночном катании — явление чисто временное. Состязания девушек начались выдающимися во всех отношениях выступлениями Елизаветы Андреевой (тройной аксель и три четверных), Алисы Двоеглазовой (три квада, включая лутц), а завершились умопомрачительным по сложности прокатом Елены Костылёвой (два трикселя, один из которых в каскаде, плюс два четверных во второй половине программы). Если бы не падение под самый конец на тройном лутце, на котором, к слову, упала и Андреева, Лена опередила бы в личном зачёте Двоеглазову. А так осталась второй, уступив 0,33 балла.
С двумя квадами откатала свою программу самая старшая из этой компании — Дарья Садкова. И стоило признать: в этот вечер девушки вернули своему виду прежний статус-кво: самого интересного.
Оставалось только пожалеть, что наиболее мощные фигуры мужского турнира — Гуменник, Дикиджи и Евгений Семененко — выбрали для выступления короткие программы в субботу, а не произвольные — в воскресенье. В связи с этим воскресные соревнования сильно потеряли по накалу, но своя кульминация случилась и там. Лев Лазарев, наконец, реализовал давнюю задумку, исполнив программу с пятью квадами и, несмотря на падение с одного из них, набрал лучшую сумму баллов. Игнатов же совершил невозможное: сделал пять четверных на сломанном коньке. Пусть не слишком чисто, но устоял и занял вторую строчку.
В какой-то степени спортсмену повезло: Николай Колесников, проигравший Игнатову 0,96 балла, стал в некотором смысле жертвой правил, согласно которым юниоры катают в своих программах на один элемент меньше, чем взрослые. Но в целом это не имело большого значения. Даже если Лазарев и Колесников войдут в следующем сезоне во взрослую категорию, не факт, что сумеют сразу закрепиться на лидирующих позициях, тем более у мужчин разница между взрослым катанием и юниорским играет точно не в пользу молодёжи. Кубок Первого канала, где на лидеров можно было посмотреть не только в ходе цельных программ, но и в разнообразных прыжковых конкурсах, этот разрыв лишь подчеркнул.