США затеяли торговую войну против стран БРИКС. У себя в Truth Social президент Дональд Трамп заявил: “Всякая страна, которая присоединится к антиамериканской политике БРИКС, будет облагаться дополнительной пошлиной в 10%. Исключений из этой политики не будет”.
Только было финансовые рынки вздохнули с облегчением из-за переноса новых пошлин с 9 июля на 1 августа, как эти угрозы спровоцировали еще больший переполох. Если Трамп настоит на своем и введет новые пошлины против стран БРИКС, последствия для торговой политики США и мирового влияния могут быть весьма серьезными — и не столь позитивными, как предполагает Трамп.
Во-первых, новые пошлины для членов и партнеров БРИКС не приведут к серьезному ослаблению экономик России и Ирана. Эскалация торговой напряженности между США и Китаем даже выгодна России, поскольку ей ничего не стоит заменить американские поставки нефти, сжиженного природного газа и угля для нужд Пекина. Товарооборот между Россией и Китаем достиг 244,8 миллиарда долларов, а между Россией и Индией — 70,6 миллиарда, и российская экономика может опираться на торговлю внутри стран БРИКС, чтобы восполнить недостающие звенья в цепочке поставок.
Повышение цен на товары, поставляемые членами и партнерами по БРИКС, лишь помогут России ускорить внутреннее производство в соответствии с поставленными целями. Президент Владимир Путин призвал Россию сократить долю импорта в ВВП до 17% к 2030 году, а более высокие затраты на привозные товары обеспечат преимущество отечественным производителям.
Хотя возмущение Трампа в адрес БРИКС отчасти связано с тем, что группа проявила солидарность с Ираном и осудила американские и израильские атаки, новые пошлины едва ли повлияют на иранскую экономику. Наоборот, они могут побудить Россию и Китай углубить экономические связи с Ираном и придать новый импульс соглашению с Индией от мая 2024 года об эксплуатации иранского порта Чабахар.
Импульсивное решение обложить пошлинами членов и партнеров БРИКС также сведет на нет успехи в деэскалации торговой напряженности между США и Китаем. В соответствии с Лондонскими и Женевскими соглашениями США согласились ослабить ограничения на экспорт в Китай авиационных двигателей, программного обеспечения для проектирования полупроводников и этана.
Взамен Китай пообещал ослабить законодательные препоны поставкам редкоземельных металлов. Новые же пошлины грозят не только затормозить дальнейшие торговые переговоры, но и вновь приведут к возникновению узких мест в поставках промышленных товаров, еле устраненных за долгие месяцы неустанных переговоров.
Помимо урона двусторонним торговым связям США с ключевыми партнерами, новые пошлины надолго испортят мировой имидж Америки. Страны БРИКС уже расширяют Пул условных валютных резервов БРИКС, что позволит им занимать средства в местных валютах вместо доллара. Российская система передачи финансовых сообщений (СПФС) и китайская трансграничная межбанковская платежная система (CIPS) постепенно ослабляют господство SWIFT.
Кроме того, новые пошлины ускорят дискуссию о дедолларизации, поскольку страны Глобального Юга уже и так стремятся оградить себя от торговых барьеров и американских санкций. Пошлины также придадут импульс крестовому походу председателя КНР Си Цзиньпина против, как он выразился, “одностороннего нажима”. Его целью является формирование “антитарифной” коалиции из государств-членов ЕС, региональных держав Ближнего Востока и развивающихся африканских экономик. Вместо того чтобы стать демонстрацией силы, которая укрепит гегемонию США против китайского вызова, пошлины Трампа лишь станут для Пекина настоящим подарком.
Торговая война США против БРИКC понятна, учитывая разочарование Вашингтона антизападной политикой группы. Но, поддавшись гневу и дав волю эмоциям, США могут принести себе новыми пошлинами больше вреда, чем пользы.
Комментарии читателей
Jacob Snell
Вялая попытка на автомате. Такое чувство, что он, наоборот, хочет помочь России.
B M Tarrant
Беглый огонь не поможет. Надо стрелять прицельно по России. Вот только Трамп восхищается Путиным как братом.
Neil Mackie
Трамп и его “стратегия безумца” может сработать разве что с Европой. Но против БРИКС — божечки мои! (Термин “стратегия безумца” во внешней политике восходит к Ричарду Никсону, изначально по отношению к странам коммунистического блока. Ее суть сводится к желанию убедить зарубежных противников в том, что у власти находится непредсказуемый человек, “безумец”, способный на неадекватные поступки. Прогневав его, противники рискуют получить иррациональный и непропорциональный ответ. Таким образом, они побуждались к самоцензуре и самосдерживанию. – Прим. ИноСМИ)
Peter Prestbury
Трамп прекрасно знал, что на Путина это не возымеет ни малейшего эффекта. Ровно поэтому он это и затеял.
Nils Schaefer
Трамп ничего не делает — Боже мой, он слизняк и путинская собачонка!
Трамп хоть и предпринял что-то, но — Боже мой, какой провал, это выйдет нам боком!
Trump is not Churchill
А я вот не думаю, что это выпад против России. Он явно нацелился на всю группу БРИКС.
James Burroughs
А Байден, стало быть, замахнулся и хорошенько Путину вмазал, да? Не несите чепуху, а?