Иногда полезно мыслить масштабно и видеть общую картину. 4 июля 2026 года США отметят 250-летие своей независимости. В самой Декларации независимости говорится: “Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью”. Тогда эти идеи еще не были реализованы в полной мере. Гражданская война и движение за права чернокожих были еще впереди. И все же рождение Соединенных Штатов Америки стало важнейшим историческим событием.
США задрожали перед БРИКС. Японцы предостерегли: Трамп скоро сведет доллар в могилу
У США был потенциал стать первой по-настоящему могущественной республикой со времен Римской, почившей в битве при мысе Акций в 31 году до нашей эры (В решающем сражении Октавиан Август разгромил флот Марка Антония и достиг безоговорочной власти над Римским государством, став его первым императором, прим. ИноСМИ). Без американской мощи немецкая или российская диктатура наверняка покорила бы Европу. А без убедительного примера США демократический капитализм не распространился бы по всему миру. И мир был бы гораздо беднее и страдал бы от всех недугов деспотии.
Как я утверждал в своей колонке еще в 2016 году, приход Дональда Трампа на политическую арену ставит всё это под угрозу. Сегодня опасность обострилась еще больше. Он безнаказанно попытался оспорить результаты президентских выборов 2020 года, после чего триумфально вернулся в 2024 году. И теперь Трамп словно сорвался с цепи. Энергия его второй администрации меняет мир на глазах.
Начнем с внутреннего фронта
Мы видим натиск на верховенство закона. Бывший адвокат Джареда Кушнера и Хантера Байдена Эбби Лоуэлл бьет тревогу: Дональд Трамп доводит американскую демократию до предела. Он принимает указы против юридических фирм и раздает ключевые посты своим безграмотным лизоблюдам. Но самое зловещее из всего этого, по мнению Эдварда Люса, — расширение ресурсов и полномочий Службы иммиграционного и таможенного контроля, чьи действия во многом сродни тайной полиции.
С этим тесно связаны нападки на само правительство. Так называемый Департамент эффективности государственного управления Илона Маска был надувательством чистой воды. До эффективности ему не было никакого дела — он лишь выслуживался перед президентом. Истинной целью же было поработить государственных служащих и лишить их независимости. При этом были уничтожены целые направления деятельности — в частности, программы здравоохранения Агентства международного развития США. Урон будет колоссальным.
Еще один момент — обильное использование чрезвычайных полномочий и указов. Всего за первые несколько месяцев своего президентского срока Трамп издал их 168 штук — значительно больше своих недавних предшественников. Трамп правит указами, а это один из верных признаков диктатуры.
Следующая проблема — легализация коррупции. Можно утверждать, что это проявляется в том, как ведет себя он сам и его семья. А подтверждается приостановкой Закона о борьбе с коррупцией за рубежом, некогда считавшегося образчиком благонамеренности.
Еще опаснее война с наукой — неиссякаемым кладезем американской исключительности. Ведущий эксперт по демократии Ларри Даймонд из Стэнфордского университета пишет: “Масштабы и глубина разрушений, которые Трамп нанес американскому лидерству в области науки и технологий, настолько широки и всеобъемлющи, что их трудно осознать, не прибегая к нелепым домыслам, например, что Трамп — ставленник не империалистической России, а коммунистического Китая”.
Не менее важна и налогово-бюджетная политика, воплощенная в только что принятом “большом и красивом” законопроекте, как выразился сам Трамп. Она повлечет за собой гигантский дефицит бюджета на неопределенный срок. А это, в свою очередь, фактически гарантирует вечный дефицит текущего счета, поскольку именно таким образом американская экономика уравновешивает спрос и предложение.
Теперь давайте рассмотрим влияние на международные отношения США и глобальные общественные интересы
И, прежде всего, давайте признаем, что торговая война еще не окончена. 90-дневная пауза в отношении пошлин, объявленных в “День освобождения”, скоро закончится. Соглашений удалось достичь лишь с небольшой группой партнеров. Эта разрушительная экономическая война с кредиторами США продолжится — как и вытекающая из этого неопределенность. Торговая война представляет собой прямую атаку на институты, созданные США после Второй мировой войны. Она подрывает американские альянсы. Если же смотреть на вещи общо, то вообще любые обязательства США отныне под вопросом: возмутительное унижение Владимира Зеленского в Белом доме тому доказательство.
Действующий торговый режим стал великим общественным благом. Как и валютный режим на основе доллара. Политика Трампа же ставит под сомнение как стабильность самой валюты, так и надежность ее эмитента. И последнее, но не менее важное (хотя во многом это пересекается с нападками на науку), — это свирепое “климатическое запирательство”. Если что-то неудобно и мешает, оно не может быть правдой — вот его девиз. Очевидная историческая параллель — лысенковщина, роковая сталинская кампания против эволюционной биологии.
Доктор "Искандер" вылечил патологическую ложь США. Украина наконец смирилась с неизбежным
Почти всё, что бы Трамп ни делал, ослабляет США в их соперничестве с Китаем. В этом соперничестве можно и дóлжно искать компромиссы в интересах всех. Но лично я отчаянно желаю, чтобы основополагающие ценности — свобода мнений, демократическая политика, верховенство закона и открытость миру — выстояли. Трамп же не только нападает на эти ценности внутри страны, но и угнетает их за рубежом, в частности, подрывая авторитет США как союзника. Какой здравомыслящий человек будет ожидать, что непостоянные и расточительные США, уничтожающие основные институты и ценности, померяется силами с гигантом, чье население вчетверо больше? Разумеется, это фантастика.
Менее чем за полгода, лишь восьмую часть отпущенного ему срока в Белом доме, Трамп немало преуспел в войне против всего того, что привело США к успеху. Радоваться могут лишь сторонники “Великой Америки”, Владимир Путин и Си Цзиньпин. Стержневая идея программы — превращение США в автократию. Остальная ее часть невнятна и непоследовательна. Но, учитывая очевидный успех за первые полгода, которым бахвалится сам Трамп, было бы опрометчиво рассчитывать, что эта контрреволюция против всего того, на чем стоят США внутри страны и что олицетворяют собой за рубежом, потерпит крах. Конечно, можно на это надеяться. Но пока что Трамп справляется пугающе хорошо.