Во время войны высшие офицеры принимают решение сдаться, если это единственный способ сохранить жизни подчинённых. Люди, далёкие от войны, часто рассуждают о том, что сдаться в плен врагу недопустимо, полагая, что лучше покончить с собой. Однако обстоятельства пленения могут быть различными: многие попадают в плен с ранениями или в бессознательном состоянии, иногда из-за предательства. За четыре года войны на Восточном фронте в плену оказалось более 80 советских генералов. 22 из них были убиты нацистами или скончались в лагерях и тюрьмах.
Были и случаи, когда командиры, не подчиняясь приказам Ставки, оставались со своими частями в окружении и сражались до последнего. Например, командующий 33-й армией Западного фронта генерал-лейтенант Михаил Ефремов, попавший в окружение в апреле 1942 года, дважды отказался покинуть свои позиции на самолётах, присланных из Ставки.
По его распоряжению борт забрал боевые знамена обречённой армии, секретные документы и раненых солдат. Сам Ефремов был ранен и, не желая попасть в плен к врагу, застрелился. Перед этим он также застрелил свою жену, которая была медсестрой. Вместе с ним погибли командующий артиллерией армии генерал-майор Пётр Офросимов и почти весь штаб. Исследователь трагедии 33-й армии Сергей Михеенков приводит немецкие свидетельства, утверждающие, что "не было зафиксировано ни одного случая коллективной сдачи в плен. Они сражались до последнего".
Мужество Михаила Ефремова было признано даже противником. Ветеран 33-й армии генерал-лейтенант Юрий Рябов, чьи воспоминания цитирует историк В. Сафир, пишет:
По словам очевидцев, немцы похоронили Ефремова в деревне Солодка 19 апреля 1942 года. Тело командарма принесли на жердях, но немецкий генерал потребовал переложить его на носилки. Во время захоронения он обратился к своим солдатам: "Сражайтесь за Германию так же доблестно, как сражался за Россию генерал Ефремов". Он отдал честь и был дан салют. Когда мы освободили эти места после наступления, при повторном захоронении Ефремова обнаружили, что немцы оставили на его руке золотые часы.
Хотя можно сомневаться в романтической версии похорон советского генерала, далеко не всегда немецкие офицеры проявляли уважение к погибшим врагам. Однако о почестях командующему свидетельствовал и немецкий полковник Артур Шмидт.
Судьба командующего армией, оказавшейся в окружении, его действия и репутация продолжали оказывать влияние на жизнь его солдат и офицеров еще много лет после войны, отражаясь в их биографиях и карьере. 2-я ударная армия продемонстрировала множество примеров мужества и героизма в окружении, но её история навсегда связана с именем предателя Власова. Солдаты генерала Ефремова и его товарищи по оружию из 33-й армии продолжали служить после выхода из окружения, были награждены и повышены в званиях. Генерал даже после своей смерти продолжал помогать своим бойцам.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: